Выставка "Наш Гагарин": встречи с интересными людьми

12 Мая 2024

В Квартире-музее семьи Ульяновых с 14 марта работала выставка «Наш Гагарин», посвящённая 90-летию со дня рождения первого советского космонавта.

Гостями выставки стали известные Ульяновску люди, связанные с авиацией и космонавтикой: Николай Кораблев, летчик-испытатель филиала ПАО «ИЛ»-Авиастар, Олег Лосев, начальник поисково-спасательной парашютно-десантной службы Ульяновского аэроклуба ДОСААФ, спортсмен-парашютист, Анатолий Уфимцев, майор запаса, начальник службы горючего 1-го испытательного центра космодрома Байконур, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи, Николай Рёхин, мастер спорта международного класса по авиамоделизму, многократный победитель этапов кубка мира по авиамодельному спорту, член сборной России по авиамодельному спорту в классе «свободнолетающие модели», авторы Ульяновской авиационной энциклопедии – первой региональной отраслевой технической энциклопедии: Анна Баранникова, заместитель директора Ленинского мемориала по музейной работе, Виталий Ошкин, ученый секретарь Ленинского мемориала, кандидат политических наук, Татьяна Качкина, ведущий научный сотрудник Института истории и культуры региона ОГАУК «Ленинский мемориал», редактор Ульяновской авиационной энциклопедии.

Николай Кораблев: «Все время у меня была мечта – стать летчиком-испытателем. Если самолет только выпускается со стапелей заводских, если этого самолета никогда в природе не было, и поставлена задача создать новый самолет верховным главнокомандующим, если этот самолет создается конструкторами, то наша задача – его научить летать, поднять в небо и провести комплекс испытаний».

Олег Лосев: «В аэроклуб меня привел друг. Мы с ним вместе увидели парашютные прыжки. Занимались в аэроклубе, изучали все подробно, вплоть до того, что даже знали, какими нитками шьют парашюты. Потом появились практические занятия на тренажерах с выездом на аэродром. Я начинал прыгать в Душанбе. Часто мне задают вопрос: - Страшно было? - Нет. Не страшно. Надо четко выполнять инструкции».

Анатолий Уфимцев: «После окончания Ульяновского военно-технического училища я восемь лет прослужил на космодроме «Байконур». Из них четыре года был в управлении тыла и четыре года непосредственно начальником службы горючего первого испытательного центра, где были два старта: первая площадка и тридцать первая площадка, с которой сейчас как раз и запускают космонавтов. Байконур назывался правильно не космодромом, а научно-исследовательским полигоном»

Николай Рёхин: «Считаю, техническая школа авиамодельного спорта обязательно должна быть, потому что человек не может все познать сам. У него должны быть учителя. Закончил Казанский авиационный институт и занялся уже серьезно авиамодельным спортом».

Татьяна Качкина: «Подобного рода регионального проекта нет, насколько я знаю. Это техническая профильная региональная энциклопедия. Издана она в 2017 году, но до сих пор наш поиск не прекращается. Стараемся отразить все, что на нашей Ульяновской земле связано с авиацией».

В канун Дня Победы на выставке «Наш Гагарин» состоялась завершающая встреча с гостем Николаем Рёхиным, мастером спорта международного класса по авиамоделизму, многократным победителем этапов кубка мира по авиамодельному спорту, членом сборной России по авиамодельному спорту в классе «свободнолетающие модели», который рассказал о своем профессиональном пути, ответил на интересующие вопросы посетителей.

C гостем беседовал ученый секретарь Ленинского мемориала, кандидат политических наук Виталий Ошкин. Приводим краткое содержание беседы.

Виталий Ошкин: - Авиамоделизм – это увлечение, которое появилось у Вас с детства и осталось на всю жизнь. Расскажите о своем профессиональном пути и достижениях.

Николай Рёхин: - Я родился в далекой деревне в Казахстане. В этом селе был Дом Пионеров, и там был авиамодельный кружок. И с самого детства мы все туда бегали строить самолеты. Мечтали быть летчиками. Но у меня не получилось. Подавал документы в Оренбургское высшее летное училище, но не прошел медкомиссию. Поступил в Казанский авиационный институт, в котором была авиамодельная лаборатория, были уже спортсмены. Считаю, техническая школа авиамодельного спорта обязательно должна быть, потому что человек не может все познать сам. У него должны быть учителя.

Закончил Казанский авиационный институт и занялся уже серьезно авиамодельным спортом. В институте мы занимались не просто техническим творчеством, а изготовлением спортивных авиамоделей. После окончания института я был распределен на Ульяновский авиационный завод, на котором проработал четыре года, потом я перешел в аэроклуб. Сейчас я преподаю в Центре детского технического творчества № 1 ребятам, которые увлечены авиамоделями.

Виталий Ошкин: - Казанский Авиационный институт, как и многие другие организации, как и ДОСААФ, помогал развитию авиамоделизма. Сейчас есть ли какая-то поддержка от авиационных вузов авиамоделизму?

Николай Рёхин: - Откуда в институте появлялись люди, увлеченные авиамоделизмом, которые хотели создать свои собственные модели? Как раз из этих Домов пионеров, станций юных техников, их было много. Сейчас у нас в области есть 3-4 места, куда можно прийти и попробовать построить себе авиамодель. Массовость пропала. Но лаборатория в Казанском авиационном институте существует до сих пор.

Виталий Ошкин: - Испытывают ли в данных лабораториях какие-то технические решения, которые в дальнейшем для больших самолетов применяются?

Николай Рехин: - Так это первое, где испытывается. Что потом в авиацию придет, в авиамоделизме давно уже было. Если взять эту модель самолета, которую я принес, - белым покрашено карбоновое крыло - технологии, которые здесь применены, они пошли потом в авиацию. Куда ни коснись, везде применено то, что приходит из материаловедения. И это институту сильно помогает в развитии авиамоделизма. Ты понимаешь, что такое подъемная сила крыла, как её увеличить, как распределить подъемную силу по крылу. Модель, которая здесь представлена, рассчитана на компьютерной трубе.

Виталий Ошкин: - Сейчас какие-нибудь соревнования проводятся в области?

Николай Рехин: - Я являюсь Председателем федерации авиамодельного спорта России по Ульяновской области. Мы проводим соревнования и среди взрослых, и среди юношей. 26 мая в Белом Ключе будут соревнования по свободнолетающим и радиоуправляемым моделям среди школьников. Можно приехать на аэродром, посмотреть. Получается так, что спортсмены у нас тренируются.

Виталий Ошкин: - Кружки научно-технического творчества, секции – их сейчас стало меньше, и поэтому заниматься авиамоделизмом стало сложнее. Есть ли какие-то факторы, новые материалы, технологии, которые бы упростили жизнь авиамоделистам?

Николай Рехин: - Если раньше необходимо было найти какую-нибудь доску, потом её распилить, сделать реечки и начать строить самолет, то сейчас все не так. Тем более, что касается радиоуправляемых моделей. Сейчас можно купить все: аппаратуру, машинки управления, регуляторы, электрические моторы, моторы внутреннего сгорания, аккумуляторы, именно для моделей. Естественно, стало гораздо проще. Хотя дети, которые приходят заниматься, они строят модели своими руками. Техническое творчество подразумевает, чтобы руки ребенка строили прекрасные модели. Можно строить простые модели быстро, понимать, почему летит модель.

Виталий Ошкин: - Как обычно проходят соревнования?

Николай Рехин: - Изначально федерация ФАИ регистрирует три класса на соревнования. Эти классы делятся на три категории: первая категория моделей – свободнолетающие. Второй класс – это кордовые модели. Они так называются, потому что они как бы – на веревочке, по кругу летают. Но это не веревка, это корд. И есть класс радиоуправляемых моделей. Он сейчас развивается. Появляются новые классы. Как спортсмен, я занимаюсь свободнолетающими моделями. У этого класса задача – пролететь дольше, на время. Каждая секунда полета – это одно очко. Так считается.

Виталий Ошкин: - Расскажите пожалуйста, какие у вас есть титулы, награды.

Николай Рехин: - Я принес кубок мира. Он – переходящий. Здесь много имен. Первая дата – 1987 год. Кубок разыгрывается между спортсменами на этапах кубка мира. Чтобы его выиграть, надо, как минимум, победить в четырех этапах кубка мира при максимальном участии спортсменов. Я кубок выиграл в 2018 году. И должен был передать, но не успел, потому что и в 2019 году его выиграл. Кубок мира остался в Ульяновске. Россия сильна в этих соревнованиях. Мы участвовали во многих чемпионатах мира и Европы. Примечателен был чемпионат Европы, он проходил в Венгрии. И там у нас была победа за личное первенство, потом – за командное. Потом – за общекомандное. В мире есть много стран, которые серьезно занимаются авиамоделизмом, и выиграть в чемпионате мира или Европы – задача сложная. Надо иметь большой опыт, соответствующие модели, их построить, надо понять, куда движется авиамоделизм, где мы еще можем улучшить свои спортивные показатели.