Ветераны строительства УАПК – в цехах Авиастара
12 августа 2025 года, в канун Дня Воздушного Флота России, специалист ОПЦ Ленинского мемориала, председатель Фонда сохранения памяти создателей Ульяновского авиакомплекса Николай Иванович Борисов организовал экскурсию ветеранов комсомола – участников строительства Ульяновского авиационного промышленного комплекса (УАПК) на филиал ПАО «Ил» – Авиастар в Ульяновске.
Строительство Ульяновского авиакомплекса было осуществлено в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 16 апреля 1975 года. Приказом Минавиапрома СССР от 28 апреля 1975 года было определено строительство на левом берегу Волги города комплекса заводов – самолётостроительного, агрегатного и приборостроительного, а также аэродромного комплекса и станкостроительного завода. В сентябре 1975 года для этого создана дирекция УАПК с функциями заказчика и назначен Генеральный директор –Аполлон Сергеевич Сысцов (уроженец города Мелекесса), ранее работавший в должности главного инженера Ташкентского авиационного производственного объединения. Строительство УАПК, по своей масштабности не имевшее себе равных, в январе 1976 года ЦК ВЛКСМ объявил Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Десятки тысяч комсомольцев и молодёжи приняли практическое участие в этой «стройке века». Многие из них относились к возрастной категории, именуемой сегодня «Дети войны». Одновременно строились завод и громадный жилой массив. К 1985 году на УАПК было сдано 956 тысяч кв.м. производственных площадей. В жилом районе авиастроителей, названном Новым городом, на конец 1985 года введено более 1,5 миллиона. кв.м. общей площади жилья, 10 школ, 23 детских сада, две поликлиники, роддом и ряд других объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. В исторически короткий срок – 30 октября 1985 года – состоялся испытательный полёт первого построенного УАПК тяжёлого военно-транспортного самолёта Ан-124 «Руслан», а 17 августа 1990 года – первого пассажирского самолёта Ту-204. О значимости трудового подвига ульяновцев-строителей УАПК свидетельствует тот факт, что по свидетельству Геннадия Васильевича Анциферова, работавшего в те годы в должности главного инженера Главульяновскстроя, в 1992 году мощности УАПК позволяли производить до 40 самолётов Ту-204 и шести машин Ан-124 «Руслан» в год.
Пришедшие на авиазавод ветераны комсомола – непосредственные участники этих великих свершений. За годы строительства УАПК (1975-1990 годы) все они прошли хорошую школу общественной и производственно-хозяйственной деятельности, работали там, где были востребованы их организаторские способности и профессиональный опыт. В их числе – два Почётных строителя Российской Федерации: Татьяна Сергеевна Воробьёва – секретарь комитета ВЛКСМ строившего корпус № 1 УАПК треста № 2, Юрий Николаевич Светов – начальник СМУ-21 строившего заводы крупнопанельного домостроения (КПД-2 и КПД-3) треста «Промстрой» Главульяновскстроя. Секретарь комитета ВЛКСМ Главка Владимир Николаевич Аладин в последующем стал заместителем управляющего трестом № 2, а затем – заместителем управляющего строившего школы и другие объекты социально-культурного назначения Нового города треста № 3 Главульяновскстроя. Занимавшийся стройкой аэродромного комплекса УАПК Виктор Николаевич Погодин в последующем возглавил комитет ВЛКСМ Главка. Также в годы строительства УАПК возглавляли комитеты ВЛКСМ Евгений Васильевич Трапезников – Димитровградского управления строительства (ДУС), Александр Анатольевич Салин – ордена Трудового Красного Знамени домостроительного комбината (ДСК), Анатолий Васильевич Бородин – треста «Спецстрой» Главульяновскстроя. Более 15 лет с УАПК связана трудовая деятельность Николая Ивановича Борисова, работавшего первым секретарём Заволжского райкома ВЛКСМ и создававшего комсомольскую организацию УАПК (январь 1976 года), заместителем и шесть лет – председателем исполкома Заволжского районного Совета народных депутатов. Валерий Михайлович Рябиничев в те годы работал вторым секретарём Ульяновского обкома ВЛКСМ, а затем в течение 10 лет возглавлял исполком местного Совета и партийную организацию города Димитровграда в должности первого секретаря горкома КПСС.
С большим интересом ветераны комсомола ознакомились с производственным процессом предприятия от заготовительно-штамповочного производства (ЗШП) до цеха окончательной сборки, увидели воочию как «рождаются» выпускаемые сегодня заводом самолёты Ил-76МД-90А, его модификация Ил-78М-90А (топливозаправщик) и прибывшие на Авиастар для продления лётного ресурса могучие Ан-124 «Руслан». Авиастар участвует также в программах выпуска других типов самолётов (МС-21, Ил-114-300 и др.) путём производства узлов соответствующих самолётов для авиазаводов России. На высоком профессиональном уровне провёл экскурсию по цехам авиазавода для ветеранов-строителей УАПК и ответил на их вопросы ветеран Авиастара Юрий Иванович Филичёв. Ветераны посетили музей филиала ПАО «Ил» – Авиастар в Ульяновске, где заведующая заводским музеем Яна Витальевна Афанасьева ознакомила их с экспозициями, подлинными документами и вещественными экспонатами (лётный шлем с автографами всех участников первого испытательного полёта Ан-124 «Руслан» и другие), характеризующими основные этапы строительства УАПК и освоения вновь вводимых производственных мощностей предприятия, о первых руководителях и рабочих предприятия и т.д. Состоялись встреча и обстоятельное общение с Юрием Владимировичем Исаковым – заместителем директора филиала ПАО «Ил» – Авиастар по персоналу, который информировал ветеранов комсомола о проводимых на заводе мероприятиях по совершенствованию организации и модернизации производства, улучшению условий и оплаты труда работающих на предприятии. В частности, средняя зарплата работников Авиастара за последние пять лет возросла в три раза и составляет в 2025 году 112 тысяч рублей. Работа на авиазаводе становится всё более привлекательной для молодёжи, доля которой в структуре персонала стабильно увеличивается. Авиастар имеет хорошие перспективы развития на годы вперёд, что обусловлено большой востребованностью самолётов Ил-76МД-90А и их модификаций для ВВС и других ведомств Российской Федерации, а также на зарубежном авиационном рынке. В связи с этим Авиастару поставлена задача удвоения выпуска самолётов Ил-76МД-90А к 2027 году, а на втором этапе (к 2028 году) – его утроения и доведения выпуска этого типа самолётов до 18, а в последующий период – до 24 машин в год. Для модернизации производства Авиастару в этих целях Минпромторгом России определено финансирование в объёме 46 миллиардов рублей (первый этап). Вместе с тем, наряду с реализацией инвестиционной программы, заводу необходима действенная поддержка властей города Ульяновска и области, как это было в отношении УАПК на этапе его создания.
Ульяновск – город двух Всесоюзных ударных комсомольских строек: Ленинского мемориала и Ульяновского авиационного промышленного комплекса (УАПК). Важно в связи с этим сохранить преемственность поколений и продолжить патриотическую традицию (с 1931 года) шефства Ленинского комсомола над авиацией. Делом чести современных молодёжных организаций Ульяновской области, считающих себя преемниками ВЛКСМ (ЛКСМ Российской Федерации, Российский союз молодёжи), является их практическое содействие Авиастару – флагману авиастроительной отрасли России в привлечении молодёжи для работы на этом предприятии по наращиванию выпуска самолётов Ил-76МД-90А как задачи государственной важности.
Уважаемые авиастроители и работники авиационной отрасли Ульяновской области!
Коллектив Ленинского мемориала, ветераны комсомола – строители Ульяновского авиационного промышленного комплекса (УАПК), Совет Ульяновской региональной общественной организации «Дети войны» благодарят вас за весомый вклад в укрепление обороноспособности нашего Отечества – России, за ударный труд во имя социально-экономического развития нашего региона и улучшения благосостояния жителей области.
Сердечно поздравляем вас с праздником – Днём воздушного флота России!
Желаем всем мира, добра и благополучия!