В Ульяновской области открытие 74-го филармонического сезона посвятили Эдуарду Серову
Народный артист РСФСР, лауреат Международного конкурса дирижеров Фонда Герберта фон Караяна, Эдуард Серов стоял у истоков создания Ульяновского государственного симфонического оркестра и с 1968 по 1977 годы руководил этим музыкальным коллективом. В апреле 1969 года состоялось первое крупное выступление Ульяновского симфонического оркестра, на котором был исполнен Первый фортепианный концерт Петра Ильича Чайковского.
«В этом сезоне Ульяновский государственный академический симфонический оркестр (УГАСО) «Губернаторский» отмечает юбилей - 50 лет со дня создания, поэтому открытие сезона коллектив посвятил своему создателю – Эдуарду Серову и исполнил тот же концерт Чайковского, что звучал почти 50 лет назад», - прокомментировал главный дирижер УГАСО «Губернаторский» заслуженный деятель искусств РФ Олег Зверев.
В концерте принял участие солист - лауреат международных конкурсов Юрий Фаворин. Московский пианист продолжает традиции русской пианистической школы, его исполнению свойственны лирическая проникновенность и виртуозность, культура звука, умение строить диалог с оркестром.
Музыкант признался, что очень рад знакомству с Ульяновским симфоническим оркестром и городом Ульяновском, и поделился своими впечатлениями от музыки Чайковского и Вагнера, прозвучавшими в программе. «Я рад участвовать в мероприятии, посвященном знаменательной дате – 50-летию оркестра и со знаменательным для него произведением. Это сочинение выделяется не только благодаря своим известным темам, не только на тот момент невиданным сочетанием разных эмоционально-образных сфер, но и совершенно необычайной изобретательностью автора. В Концерте большое количество открытий, странностей, находок, из-за которых, наверное, и возникло первоначальное непонимание произведения со стороны многих выдающихся музыкантов того времени. Тогда это было странным, а сейчас стало уже незаметным и хрестоматийным. Мне кажется, что каждый раз, когда кто-то берется исполнять подобные сочинения, нужно стараться взглянуть на них как непосвященные современники композитора, которые удивлены всем, что предлагает автор. У Чайковского было сложное отношение к Вагнеру, но в их симфонической музыке мне видится немало пересечений, и концерт Чайковского заиграл новыми красками от такого соседства».
Публика не осталась равнодушной к музыке великих авторов и вызывала оркестр на бис. Слушатель Дмитрий Сильнов поделился своими впечатлениями: «Когда слушаешь Петра Ильича Чайковского, перед глазами встают такие яркие образы: послевоенное возрождение СССР, восстановление разрушенного хозяйства, великие стройки, культурный подъем, полет человека в космос. Мощнейшее впечатление производит эта музыка! Думаю, что что-то более яркое по эмоциональному накалу сложно придумать».
«Сегодня были на первом концерте нового сезона нашего симфонического оркестра. Вдохновили сочинения, хорошо подобранные в программе, – и Чайковский, и Вагнер, все сочеталось и дополняло друг друга. Очень понравился пианист Юрий Фаворин, впечатлила его техника, тонкость выражения музыкальной мысли; все так было прочувствовано, проинтонировано, что мы полностью погрузились в эту музыку. Спасибо вам большое, надеемся, что этот сезон для оркестра будет удачным, ждем новых ярких программ», - рассказала поклонница музыкального искусства Елена Фурзикова.
На открытии сезона были и такие слушатели, кто посещал самые первые концерты только что созданного Ульяновского государственного симфонического оркестра. Среди них - Ольга Ронжина, которая присутствовала на первом выступлении молодого музыкального коллектива 14 апреля 1969 года. «Я от всей души поздравляю наш симфонический оркестр с 50-летием! Это большой юбилей. Но мне повезло: я была на самом первом концерте этого оркестра, - вспоминает Ольга Николаевна. - Я тогда училась в первом классе музыкальной школы. Мой отец и вся наша семья очень любили музыку. Мы ходили на первый концерт симфонического оркестра, слушали Первый фортепианный концерт Чайковского. Я была маловата еще по возрасту. Бабушка из старой интеллигенции Симбирска сказала: наверное, тебе будет не интересно? А мне было интересно, я посмотрела оркестр, инструменты, как кто играет. Но, конечно, мне было интереснее следующее выступление, где давали симфоническую сказку Прокофьева «Петя и Волк». Так что я желаю всем больших творческих успехов, и чтобы каждый год среди зрителей появлялись маленькие дети, которые вливались в наш старый и опытный коллектив слушателей».
Директор ОГАУК «Ленинский мемориал» Лидия Ларина отметила, что весь сезон пройдет под знаком 50-летия симфонического оркестра, которого в этом году ждут гастроли в Японии и множество замечательных концертных программ: «Это и выступления с участниками федеральных телевизионных проектов «Большая опера» и «Голос», с известными исполнителями – такими, как лауреат I премии Международного конкурса им. П.И.Чайковского пианист Борис Березовский. На юбилейные торжества планируется приглашение дирижеров, которые в разные периоды руководили ульяновским симфоническим коллективом. Одно из самых ярких событий сезона – постановка оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама», которая завершит 56-й Международный музыкальный фестиваль «Мир, Эпоха, Имена…» и станет центральным событием юбилейных мероприятий оркестра в сезоне».
Программа всего концертного вечера 23 сентября была насыщенной и разнообразной благодаря старту проекта Ленинского мемориала «Встречи перед концертом». Посетителей ждали познавательная лекция об истории создания оркестра, экскурсии и выставки. В антракте кандидат искусствоведения Ирина Кривошеева прочитала лекцию о первом художественном руководителе и главном дирижере Ульяновского симфонического оркестра Народном артисте РСФСР Эдуарде Серове. На выставке «75 раритетов Ленинского мемориала» были представлены бюст Эдуарда Серова (автор - скульптор Рафик Айрапетян) и афиша двух первых концертов оркестра в апреле 1969 года. Научные сотрудники музея рассказали о выдающихся земляках, чьи портреты представлены в портретной галерее музея. Каждый посетитель концерта смог посмотреть выставку живописи и графики «Искусство и революция» членов Санкт-Петербургского Союза художников.