Три великие увертюры Бетховена

07 Августа 2020

Особую ветвь в симфоническом творчестве Бетховена образуют одиннадцать увертюр.Почти все его увертюры связаны с театральными жанрами, являясь вступлением к музыкальным или драматическим спектаклям.

В концертной программе прозвучат три лучшие увертюры Бетховена:   «Леонора» № 3  (1806), «Кориолан» (1807), «Эгмонт» (1810) - все они были созданы к драмам на гражданско-героические темы. 

 «Леонора»№ 3 - это одна из четырёх увертюр, написанных Бетховеном к опере «Фиделио» (первоначально опера называлась «Леонора»). В основе либретто – пьеса «Леонора, или Супружеская любовь»  Ж.-Н. Буйи, навеянная событиями Великой Французской революции, хотя по традиции драматург перенёс действие в более отдалённую эпоху, в Испанию XVII века. Увертюра «Леонора» №3 ярко воплотила основную идею оперы, важную для творчества Бетховена в целом: обличение тирании и стремление к свободе. Как отражение переломного момента действия в музыку увертюры вторгает­ся радостный звук трубы, который в опере означает приближе­ние освободителей.

В увертюре «Кориолан», написанной к спектаклю по трагедии австрийского драматурга Г. Й. Коллина, Бетховен с подлин­но шекспировской силой раскрывает трагический конфликт между чувством гражданского долга и личными побуждениями ге­роя, римского полководца Гая Марция по прозвищу Кориолан (V веке до н. э.). Литературно-исторической основой драмы стал сюжет из  «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха - любимой книге Бетховена.

Трагедия И.В. Гёте «Эгмонт» основана на подлинных исторических событиях, относящихся к XVI веку, ко времени испанского владычества в Нидерландах. Эгмонт, граф Лемораль, возглавил восстание, которое было жестоко подавлено испанским правителем герцогом Альбой. Сам Эгмонт был казнен, но его гибель стала сигналом к новому подъёму освободительной борьбы. В музыке увертюры не нашли отражения ни жен­ские образы пьесы Гёте, ни тема любви Эгмонта и Клерхен. Здесь развит только мотив борьбы народа с чужеземными угнетателями и вера в победу.

 

У Бетховена увертюры перестали быть только вступлением к драме: они вбирают содержание всего произведения и убедительно со свойственной композитору  высокой степенью обобщения проводят его основную идею.

Характерно, что многие из бетховенских увертюр заняли достойное  место на концертной эстраде и вошли в число самых популярных и часто исполняемых произведений композитора
Билеты — 250-300-350 рублей