Три великие увертюры Бетховена
Особую ветвь в симфоническом творчестве Бетховена образуют одиннадцать увертюр.Почти все его увертюры связаны с театральными жанрами, являясь вступлением к музыкальным или драматическим спектаклям.
В концертной программе прозвучат три лучшие увертюры Бетховена: «Леонора» № 3 (1806), «Кориолан» (1807), «Эгмонт» (1810) - все они были созданы к драмам на гражданско-героические темы.
«Леонора»№ 3 - это одна из четырёх увертюр, написанных Бетховеном к опере «Фиделио» (первоначально опера называлась «Леонора»). В основе либретто – пьеса «Леонора, или Супружеская любовь» Ж.-Н. Буйи, навеянная событиями Великой Французской революции, хотя по традиции драматург перенёс действие в более отдалённую эпоху, в Испанию XVII века. Увертюра «Леонора» №3 ярко воплотила основную идею оперы, важную для творчества Бетховена в целом: обличение тирании и стремление к свободе. Как отражение переломного момента действия в музыку увертюры вторгается радостный звук трубы, который в опере означает приближение освободителей.
В увертюре «Кориолан», написанной к спектаклю по трагедии австрийского драматурга Г. Й. Коллина, Бетховен с подлинно шекспировской силой раскрывает трагический конфликт между чувством гражданского долга и личными побуждениями героя, римского полководца Гая Марция по прозвищу Кориолан (V веке до н. э.). Литературно-исторической основой драмы стал сюжет из «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха - любимой книге Бетховена.
Трагедия И.В. Гёте «Эгмонт» основана на подлинных исторических событиях, относящихся к XVI веку, ко времени испанского владычества в Нидерландах. Эгмонт, граф Лемораль, возглавил восстание, которое было жестоко подавлено испанским правителем герцогом Альбой. Сам Эгмонт был казнен, но его гибель стала сигналом к новому подъёму освободительной борьбы. В музыке увертюры не нашли отражения ни женские образы пьесы Гёте, ни тема любви Эгмонта и Клерхен. Здесь развит только мотив борьбы народа с чужеземными угнетателями и вера в победу.
У Бетховена увертюры перестали быть только вступлением к драме: они вбирают содержание всего произведения и убедительно со свойственной композитору высокой степенью обобщения проводят его основную идею.
Характерно, что многие из бетховенских увертюр заняли достойное место на концертной эстраде и вошли в число самых популярных и часто исполняемых произведений композитораБилеты — 250-300-350 рублей