На 59-м Международном музыкальном фестивале «Мир, Эпоха, Имена…» заслуженный артист России Сергей Чонишвили выступил с Ульяновским симфоническим оркестром

29 Марта 2021


ML1A7092.jpg ML1A7389.jpg

Концерт, посвященный 130-летию со дня рождения Сергея Прокофьева и Всемирному Дню театра, состоялся 27 марта на сцене Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова.

 «Мир, Эпоха, Имена…» - один из самых авторитетных и престижных музыкальных фестивалей России, во многом определяющий традиции культурной жизни Ульяновской области и развитие музыкального исполнительского искусства. Ежегодно его участниками становятся мастера оперы и джаза, дирижёры, солисты, ансамбли, хоры, оркестры высокого исполнительского уровня, танцевальные коллективы, принадлежащие к мировой музыкальной элите. Безусловно, прекрасным подарком во Всемирный день театра стала литературно - музыкальная композиция, где вместе с музыкой балета «Ромео и Джульетта» прозвучали строки бессмертной трагедии Уильяма Шекспира», - подчеркнула Министр искусства и культурной политики Ульяновской области Евгения Сидорова.

Известный актёр театра и кино Сергей Чонишвили и Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением главного дирижера и художественного руководителя Омского академического симфонического оркестра Дмитрия Васильева представили литературно-музыкальную композицию «Шекспир & Прокофьев. «Ромео и Джульетта». В соединении с художественным словом музыка Прокофьева предстала на ульяновской сцене впервые.

ML1A7274.jpgzKTyBPK7gV8.jpg

«Программа очень трудная, потому что партитуры Прокофьева сложны и, можно сказать, «неудобны» для исполнения: он часто использовал крайние регистры у инструментов - и очень высокие, и очень низкие. Музыка очень красивая, она просто сияет любовью, и я получаю огромное удовольствие и от нее, и от работы с оркестром. «Злые языки» в театральной среде когда-то говорили: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Но все новаторское пробивает себе дорогу не просто, проходит время, прежде чем люди начинают это видеть и ценить. Как говорится, большое видится издалека. В нашей литературно-музыкальной композиции мы постарались сделать так, чтобы музыка дополняла текст Шекспира и помогала переживать те события и страсти, которые там описаны», - рассказал о работе над программой Дмитрий Васильев.

Артисты ранее представляли эту программу в Кисловодске, а в дни фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» выступили в Ульяновске по приглашению организаторов музыкального форума – Ленинского мемориала. Серей Чонишвили заметил, что подобный проект он порядка 6 лет реализует в Новосибирске с дирижером Алимом Шахмаметьевым, и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество с филармоническим коллективом Ульяновска. Актер очень востребован, его уникальный голос позволяет участвовать не только в театральных спектаклях и кинолентах, но и озвучивать документальные фильмы и аудиокниги. 24 года актер работал в театре «Ленком»; вот уже 11 лет как он является «свободном художником» и имеет возможность откликаться на различные творческие предложения. Чонишвили играет в МХТ им. Чехова, в «Театре Наций», «На Таганке» у Ирины Апексимовой, в театре им. М.Н. Ермоловой, в Театре О.П. Табакова, в «Содружестве актеров и музыкантов и…» Алексея Айги под названием «САМи», работает на телеканале, записывает аудиокниги, документальное кино, немного пишет сам, выступает с симфоническими оркестрами в качестве чтеца.

«Я каждый раз открываю для себя что-то новое, когда занимаюсь своей профессией, каждый день, приносит какие-то неожиданности. Я люблю делать то, что мне нравится, поэтому, если бы мне не интересна была пьеса «Ромео и Джульетта», я бы не взялся за нее. Еще великий Уильям Шекспир понял, что действующая сила любви – это женщина, потому что в данном случае Джульетта – инициатор, Ромео не оказался ведущим в этом дуэте. Со времен Шекспира это произведение не потеряло своей актуальности», - прокомментировал Сергей Ножериевич.

Говоря о главенстве музыки или текста в литературно-музыкальной композиции, артист выразился так: «Я считаю, что ни музыка не должна обслуживать слово, ни слово не должно обслуживать музыку. С этой композицией мы с дирижером Дмитрием Васильевым выступаем уже второй раз. Мы полностью совпадаем в вопросе соотношения текста и музыки: они должны подхватывать друг друга, потому что это лишь два разных голоса, которые друг с другом «разговаривают».

По словам музыковеда Ирины Кривошеевой, этот музыкальный спектакль слушатели очень ждали, и ожидания полностью оправдались – трагедия Шекспира с музыкой Прокофьева оставила сильнейшее впечатление, взволновав до глубины души каждого, кому в этот вечер посчастливилось попасть в зал Драматического театра. «Сергей Чонишвили читал шекспировский текст просто, без лишней аффектации, но с глубоким внутренним наполнением и тесном взаимодействии с музыкой. Дмитрий Васильев уверенно и точно по темпу и эмоциональным акцентам вел оркестр, который в сжатые сроки (все мы знаем напряженный концертный график фестиваля!) справился с этой сложнейшей партитурой. Нельзя не отметить прекрасно подобранные музыкальные номера и продуманную выстроенность всей композиции в целом», - отметила Ирина Владимировна.

ML1A7336.jpg ML1A7330.jpg

От слушателей поступило много откликов об этой программе. У каждого концерт вызвал свои воспоминания и эмоции.

«Спасибо за волшебный мир музыки нашему замечательному симфоническому оркестру! Дирижёру из Омска Дмитрию Васильеву и чтецу Сергею Чонишвили! Всё было очень гармонично! Музыка ясно передаёт сюжет шедевра Шекспира. Абсолютное ощущение реальных событий. Эпос и лирика, счастье влюбленных и драматизм. Гениальность Сергея Сергеевича Прокофьева неоспорима!», - написала о своих впечатлениях Роза Фахриева.

«Это тот концерт, в котором прекрасно ВСЁ. Мощная музыка, написанная к произведению о любви, рассказанная замечательным артистом, с таким проникновенным голосом. И такая классная публика, с которой объединяет общая любовь к серьезному искусству. Спасибо организаторам фестиваля и отделу работы со слушателями», - оставила свой отзыв в соцсетях слушатель Венера Алимзянова.