"Музыкальная жизнь": публикация к 80-летию филармонии

18 Июля 2024
В Ульяновск доставлен экземпляр журнала «Музыкальная жизнь» с публикацией о 80-летии Ульяновской филармонии и юбилейном концерте. Материал подготовила главный редактор издания - доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории Евгения Кривицкая.

ТРИ ОРКЕСТРА, ЧЕТЫРЕ ДИРИЖЕРА И ДЖАЗ-АНСАМБЛЬ

УЛЬЯНОВСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ ОТМЕТИЛА 80-ЛЕТИЕ МАСШТАБНЫМ ГАЛА-КОНЦЕРТОМ

Ровесница области

Ульяновская филармония возникла почти одновременно с рождением новой административной единицы – Ульяновской области, отделенной в 1943 году от Куйбышевской. Музыкантам отдали историческое здание Общественного собрания, построенное в 1910 году, которое преобразовали под концертный зал и репетитории. А в 1982 году установили орган немецкой фирмы Hermann Eule.

Первым коллективом филармонии стал Хор русской песни, потом создали фортепианное трио, струнный квартет и, наконец, в 1968 году – Симфонический оркестр. В 1993 году он получил почетное звание «Академический», в 2005 году – статус «Губернаторский». В разные годы коллективом руководили Эдуард Серов, Николай Алексеев, Евгений Ионесян, Владимир Кудря, Сергей Ферулёв, Олег Зверев, Илья Дербилов, Фабио Мастранджело. Сейчас главным дирижером оркестра является Эдуард Дядюра, художественным руководителем – Андрей Данилов.

20240523191746_A01I7604.jpg

Эдуард Дядюра: «За более чем 55 лет существования оркестр выступал в 16 странах мира и более чем 90 городах бывшего СССР. Сегодня нас связывает тесное сотрудничество с Казанью и Чебоксарами. Осенью мы побывали в Минске в рамках обменных мероприятий по линии правительства Ульяновской области. В будущем году собираемся в Москву и ведем переговоры о турне в Китае. Делаю все возможное, чтобы коллектив выехал за границу. Также я думаю над концепцией следующего фестиваля “Мир, Эпоха, Имена…”, чтобы он действительно соответствовал статусу “международный”. Чтобы участвовали не только артисты из ближнего зарубежья, но и из Китая, из Европы. Уже получил согласие Екатерины Мечетиной, Госхора имени Свешникова. Откроем грядущий сезон вместе с Иваном Бессоновым».

Еще одной визитной карточкой филармонии стал международный фестиваль. Основанный в 1963 году как форум в честь дня рождения В.И.Ленина, родившегося в этом городе, фестиваль в третьем тысячелетии получил название «Мир, Эпоха, Имена…» и сменил концепцию на более культурологическую и свободную от идеологических рамок. В программе фестиваля звучат оперы в концертном исполнении, кантатно-ораториальные произведения, симфоническая, народная, духовая музыка, джаз и кроссовер, органные концерты, а главное, за эти полвека в Ульяновск приезжали многие крупнейшие артисты – дирижеры, пианисты, солисты-вокалисты…

Сейчас Ульяновская филармония старается поддерживать имидж, не жить только прошлыми заслугами, идти в ногу со временем, но все осложняется из-за затянувшегося ремонта концертной площадки. Когда стала модной идея оптимизации учреждений культуры, то в 2016 году филармонию присоединили к музейно-выставочному комплексу «Ленинский мемориал», куда и переместились все коллективы. И все бы хорошо, но родной филармонический зал закрыли на реконструкцию, а затем и в Мемцентре затеяли ремонт. Сроки его окончания отодвигаются – не до культуры сейчас, а что делать оркестрам? Впрочем, художественный руководитель филармонии Эдуард Дядюра старается не терять оптимизма: «Наша филармония занимает особое место в Приволжском федеральном округе. Сейчас ведем переговоры с руководством области, пытаемся убедить в необходимости дополнительного финансирования. Моя задача как худрука – развивать деятельность филармонии, ее коллективов. И у меня есть амбициозная цель – создать в регионе хоровой коллектив. Сейчас есть небольшой патриарший хор, есть студенческий коллектив, но нужен профессиональный хор. Иначе мы лишены возможности исполнять крупные кантатно-ораториальные формы. Как известно, в Ульяновске нет ни консерватории, ни института культуры. На базе Ульяновского государственного университета есть факультет культуры и искусства, но он не восполняет наши запросы. Я бы хотел попытаться развивать образование здесь, в Ульяновске, чтобы мы сами смогли обеспечить кадрами наши коллективы. Конечно, многое упирается в то, что у нас скромные зарплаты – мы пока отстаем в этом от наших соседей в Поволжском регионе».

Торжественная увертюра

Круглую дату отпраздновали во Дворце дружбы народов «Губернаторский». В гала-концерте приняли участие практически все творческие силы филармонии: Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский», Ульяновский государственный оркестр русских народных инструментов, Ульяновский государственный духовой оркестр «Держава», джаз-ансамбль «Академик Бэнд», с которым выходили на сцену солисты Вера Чиркина, Владимир Самарёв, Эльмира Сидорова, Юлия Корсакова, Елена Рождественская, Маргарита Долгоненкова, Татьяна Голубка.

Вечер открыл лично губернатор Ульяновской области Алексей Русских, тепло приветствовавший публику, музыкантов. Он вручил ряд наград, благодарностей дирижерам и артистам филармонии, усилив градус торжественности момента.

ML1A0781.jpg

Симфонический оркестр как старейшина открыл программу, и его номера составили первое отделение. «Торжественная увертюра» Шостаковича, Славянский танец № 8 Дворжака, фрагменты из «Вестсайдской истории» Бернстайна и ария Джудитты из одноименной оперетты Кальмана в исполнении Маргариты Долгоненковой с непременным скидыванием туфель – этот блок представил Андрей Данилов. Как худрук оркестра он занимается планированием, работой по расширению репертуара УГАСО, включению в афишу сочинений современных авторов. «К нам приезжали композиторы Антон Танонов из Санкт-Петербурга, Эльмир Низамов из Казани, который является выпускником Ульяновского музыкального училища. Хотел бы включать музыку Александра Чайковского. В далеко идущих планах в сезоне 2025/2026 – фестиваль современной музыки, заказ сочинений композиторам. Стараемся заполнить нишу отсутствующего в Ульяновске оперного и вообще музыкального театра. В этом юбилейном сезоне мы удачно посотрудничали с Самарским оперным театром: на открытии фестиваля “Мир, Эпоха, Имена…” состоялся показ оперы “Князь Игорь” Бородина с солистами и хором из Самары и нашим оркестром. Получилось сделать полусценическую версию, в костюмах. Теперь думаем на будущий сезон о “Руслане и Людмиле”. А годом ранее показали “Алеко” совместно с певцами московской “Новой Оперы”. Делал программу номеров из разных оперетт – это все востребовано у ульяновской публики. Достижением считаю контакты с Санкт-Петербургским Домом музыки. Это проекты “Река талантов” и “Сборная России”, по линии которых к нам приезжают и юные музыканты, и молодые лауреаты, и авторитетные солисты. Ульяновская публика имеет возможность познакомиться с новыми поколениями артистов».

Эдуард Дядюра выбрал польку «Гром и молния» Иоганна Штрауса, антракт из балета «Раймонда» Глазунова, «Пляску скоморохов» Чайковского и «Богатырские ворота» Мусоргского. Высокая эстрада была представлена номерами «Поцелуй» Ардити (солистка – Елена Рождественская) и песней O, sole mio (солист – Владимир Самарёв). Эдуард Дядюра уверен: «Часть слушателей, познакомившись через легкую музыку с симфоническим оркестром, вернется к нам и на серьезные программы. Мы делаем правильное дело».

Шнитке и духовой оркестр

Активно живут и другие коллективы филармонии. Духовой оркестр «Держава» два года назад отметил свое 20-летие, и на новом витке его руководитель Кирилл Ильин формулирует свое кредо так: «Мне важно все время играть что-то новое, интересно находить эксклюзивную музыку и творчески удивлять публику». На концерте ему удалось это в полной мере: Шнитке и духовой оркестр – действительно необычно, но фрагмент «Полет» из «Сказки странствий» прозвучал стильно и эффектно. Как и «Пятый элемент» (солистка – Эльмира Сидорова), Memory Уэббера из мюзикла «Кошки» (солистка – Вера Чиркина) и сюита «Пакончита» современного испанского композитора Оскара Наварро. Кирилл Ильин «охотится» за новыми партитурами, ведет переписку с композиторами из разных стран, которые с удовольствием предоставляют ему ноты: «Из современных российских авторов назову Сергея Чечетко, он специально для нашего оркестра сочинил пьесу “Шесть эпизодов”, планируем открыть ею будущий сезон. Наш большой друг – Давид Мнацаканян, дипломат и композитор, нам нравится его мелодический дар. Также назову Дениса Хорова, мы с ним подружились и планируем вместе делать оперу-ораторию на исторический сюжет к 80-летию Победы. Подали заявку на конкурс Союза композиторов “Ноты и квоты”, но даже если не выиграем, то хотим осуществить нашу идею. В области духового искусства это будет прорыв».

ML1A2098.jpg

«Работаю четвертый год, и мы сумели привлечь свою публику, которой интересна современная музыка самых разных направлений, – считает Ильин. – Наши слушатели знают, что мы играем то, что зачастую нельзя услышать в других городах. Стремимся противостоять сложившейся инерции, что духовой оркестр – это марши, песни. Мы тоже можем все это играть, но духовые оркестры способны быть полноценными концертными коллективами».

«Державу» всегда рады принять и в других регионах: коллектив выступал в Тамбове, Самаре, Сызрани, Казани. Недавно оркестр выиграл грант Духового общества имени Валерия Халилова, и ему предстоят гастроли по России. А осенью вместе со всей страной музыканты отметят 90-летие Шнитке и удивят нетривиальным звучанием знакомой музыки.

 Ломая стереотипы

ML1A2491.jpg

Народные оркестры в последнее десятилетие также ломают стереотипы. Художественный руководитель и главный дирижер УГОРНИ Артем Белов амбициозен: его музыканты легко играют «Весну священную» Стравинского, «Шехеразаду» Римского-Корсакова. Член Союза композиторов России, Артем Белов сам обеспечивает оркестр полностью – и аранжировками, и оригинальными партитурами: на гала-концерте прозвучала его пьеса «Музыка четырех стихий», а в сезоне с успехом была поставлена сказка «Девочка на шаре», где кроме оркестра, чтеца участвовали фокусник и жонглеры. «Конечно, включаю в программы сочинения других современных авторов, – рассказывает Белов. – В юбилейном гала это были “Несерьезные вариации” Лукина. Также у нас состоялась мировая премьера “Сказки о царевне-лягушке” московского композитора Светланы Новиковой-Бородиной, ранее сыграли ее “Сказку о царе Салтане”. Так мы воспитываем юных слушателей – через встречу с известными литературными сюжетами и их музыкальными прочтениями. Наш оркестр в следующем году будет отмечать 40-летний юбилей: в ноябре сделаем большой праздничный концерт. В следующем сезоне мы включены в программу Всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры РФ – предстоит объехать семь городов, в том числе Уфу, Ижевск, Киров, Казань, Саранск, чтобы показать наш уникальный репертуар и продемонстрировать возможности солистов оркестра. Многие артисты способны сами сыграть целые сольные концерты. Но для развития оркестра, безусловно, нужны конкурентоспособные зарплаты, чтобы мы могли приглашать к нам лучших музыкантов».

Людьми гордятся города

Джаз-ансамбль «Академик Бэнд» (руководитель – Максим Балакшин) родился на базе симфонического оркестра в начале 1980-х. Номера коллектива стали «вишенкой на юбилейном торте»: «Академик Бэнд» «зажег» классическими стандартами – «Армандо-румба» Чика Кориа, In the Mood Гленна Миллера, которые заставили зал хлопать в ритм, а ноги слушателей то и дело норовили пуститься в пляс. Но финальный аккорд был еще впереди: организаторы гала подготовили невероятный сюрприз: народный и духовой оркестры объединились, чтобы сыграть «Лезгинку» Хачатуряна. Апофеозом трехчасового гала стала песня про Ульяновск, сочиненная советскими классиками Арно Бабаджаняном и Робертом Рождественским: «Гордятся люди городами, людьми гордятся города». Ее исполнили все участники концерта, а Кирилл Ильин и Артем Белов менялись на подиуме, утверждая дирижерское братство. «Наши коллективы ждут во многих регионах России, странах СНГ и за рубежом,  сказала в своем подводящем итог приветствии министр искусства и культурной политики Ульяновской области Евгения Сидорова. А Эдуард Дядюра поблагодарил публику: «Мы ждем вас на наших концертах. Юбилей – не точка, а ступень – впереди новые открытия».

ML1A6573.jpg

Источник: https://muzlifemagazine.ru/tri-orkestra-chetyre-dirizhera-i-dzhaz-an/