К юбилею Н.С. Гумилева
К 135-летию со дня рождения русского поэта, переводчика и литературного критика Николая Степановича Гумилева
Сегодня мы представляем вашему вниманию материалы литературной гостиной «Поэт – воин», посвященные юбилею известного русского поэта.
Н.С. Гумилёв – ведущий представитель акмеизма. Для его стихов характерна апология сильного человека – воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка. Филологи знают, что книги знаменитого русского поэта Николая Гумилева не переиздавались у нас на родине с начала двадцатых и до конца восьмидесятых годов. Они были библиографической редкостью, предметом охоты коллекционеров и ученых- филологов, занимавшихся поэзией начала ХХ века. Сегодня стихи Николая Гумилёва возвращаются из небытия и становятся общенациональным достоянием.
Николай Степанович Гумилёв в годы 1-й мировой войны
В жизни и творчества Н. С. Гумилёва до последнего времени особое место занимала его педагогическая деятельность в 1919-1921 годах. Он читал лекции по теории поэзии в Институте Живого Слова, литературной студии Дома Искусств, студии переводчиков при «Всемирной литературе» а также в студиях Пролеткульта и в 1-ой культурно- просветительной коммуне милиционеров. Он разработал целую школу обучения поэзии – эйдолологию.
Первым биографом поэта был Павел Николаевич Лукницкий – писатель и путешественник, воин и первооткрыватель неведомых земель. Лукницкий увлекся Гумилевым еще в ранней юности. Постигая шаг за шагом жизнь Гумилева, Лукницкий не только изучал творчество поэта. Он, как и Гумилев, начал путешествовать: исходил пешком, все горные тропы Крыма и Кавказа, нанимался матросом на каботажные суда и совершал рейсы по Черному морю, потом - на туркменских шхунах – по Каспию. Подобно Гумилеву, выбравшему для себя не ведомую еще большинству русских Африку, Лукницкий выбрал неисследованную область на Юго-Восточном Памире. Начиная с 1930 года, он совершил, как и Гумилев, три труднейших путешествия по высокогорным областям Памира.
В 1930 году Лукницкий открыл на Памире местонахождение синего камня - лазурита (ляпис-лазури), за которое через шестьдесят лет, в 1989 году ему посмертно присвоено звание Первооткрывателя.
Гумилеву в плане признания его заслуг повезло меньше. Ни за его "открытие" Африки, ни за уникальные экспонаты, переданные в Музей этнографии, ни за "месторождение" прекрасных стихов книги "Шатер" и "Абиссинских песен" он не получил вознаграждения на своей родине.
Обложка книги П.Н. Лукницкого о Н.С. Гумилёве – «Труды и дни Н. С. Гумилёва». СПб, 2010
Обложка книги Н.С. Гумилёва «Шатёр»
Жизнь Гумилева оборвалась рано. В 1921 году он был расстрелян по обвинению в контрреволюционном заговоре. В 1991 году был реабилитирован, а дело превращено за отсутствием состава преступления.
Гумилев неоднократно повторял, что считает себя вне политики. Не прославлял и не отвергал ни царя, ни революцию.
Чума, война иль революция,
В пожарах села, луг в крови,
Но только б пела скрипка Муция
Песнь торжествующей любви.
Поэзия Гумилева продолжает оставаться актуальной и в настоящее время.