ГАЛЕРЕЯ СОВЕТСКОГО МИРА. Волшебный мир анимации

28 Октября 2019

28 октября отмечается Международный день анимации, учрежденный в 2002 г. по инициативе Международной ассоциации анимационного кино в честь 100-летия публичного представления анимационной технологии в г. Париже.

Отечественная мультипликация (термин «анимация» долгое время у нас практически не использовался), младше своих зарубежных сестер. Искусство рисованного фильма начало создаваться в 1922 г., когда в Москве при Всесоюзном государственном техникуме кинематографии была организована экспериментальная мастерская мультипликации.

Рубеж 1930-х годов – пора становления советской мультипликации. Медленно и трудно начинает формироваться технологическая база, складываться школа. Появляются фильмы, сохранившиеся не только в архивах, но и востребованные современным зрителем, а сама отечественная мультипликация формируется как полноправный многожанровый вид национального киноискусства, не знающий границ, открывающий окно в волшебный мир фантазии, полный удивительных чудес и самых невероятных превращений.

В последний годы по многим телеканалам демонстрируются фильмы, вошедшие в золотой фонд отечественной мультипликации. И в титрах практически каждой ленты среди ее создателей значится имя Невзоровой Г.Д.

В музейном собрании Ленинского мемориала бережно хранится личный фонд Галины Дмитриевны Невзоровой, старшей дочери нашего талантливого земляка, художника, педагога, подвижника Д.И. Архангельского, художницы, связавшей свою творческую судьбу с мультипликационным кино, более тридцати лет проработавшей на киностудии «Союзмультфильм». Этот фонд включает в себя документы, фотографии, воспоминания и более 200 рисунков. Это пейзажи, натюрморты, виньетки и, конечно же, эскизы к мультфильмам. Это: «Синдбад-мореход», «Серая шейка», «Пропавшая грамота», «Сармико», «Гадкий утенок», «Золотой ключик», «Козленок» и др. Они отличаются поразительной графикой, разнообразной цветовой палитрой, изяществом и никого не оставят равнодушным.

Родилась Галина Дмитриевна в Симбирске 27 февраля (12 марта)    1909 г. Много лет спустя она вспоминала: «Отец мой страстно желал всегда, чтобы его первенец непременно стал художником. С самых младенческих лет незаметно и неустанно он направлял меня на этот путь, прямо не говоря мне об этом. Особенно же помогал и вдохновлял меня пример самого отца, художника, пылко влюбленного в искусство. Он пристально и неотступно руководил моим художественным воспитанием вплоть до поступления меня в институт.

После окончания 3-й советской школы II ступени Галина Дмитриевна уехала учиться в Москву. Она поступила во ВХУТЕМАС – высшие художественно-технические мастерские. Это учебное заведение в 1926 г. было преобразовано во ВХУТЕИН – высший художественно-технический институт, на базе которого в 1930 г. было создано несколько вузов. Один из них – Московский текстильный институт, художественное отделение которого успешно окончила в 1932 г. Г.Д. Невзорова, получив специальность художника печатного рисунка для тканей.

3,5 года она преподавала ИЗО в учебных заведениях Москвы, а в 1935 г. пришла со своими работами на «Мосфильм», узнав, что там существует небольшая студия мультипликации.

Галина Дмитриевна вспоминала:

«Мне предложили временно поработать в производственном отделе на должности фазовщицы. Я согласилась. В 1936 г. состоялась организация единой советской мульпликационной студии «Союзмультфильм». Вот тогда-то меня перевели в фоновый цех. Это был уже цех художественный и назывался он фоновым от слова «фон». Впоследствии его стали именовать более правильно – декоративный от слова «декорация». И здесь я проработала с 1936 по 1964 г., когда вышла на пенсию».

Переоценить значимость создания «Союзмультфильма» невозможно. В большом творческом коллективе рядом с режиссерами, художниками, мультипликаторами сформировались профессии, без которых создание фильмов докомпьютерной эры было бы затруднительным: прорисовщики, заливщики (т.е. раскрасчики фаз), контуровщики, фазовщики. Фильм на разных стадиях подготовки следовал из цеха в цех, постепенно обретая завершенную форму. Разные стадии работы выполняли разные художники. Студия превращалась в профессиональный творческий центр анимации страны.

В 1930-е годы оформилась самостоятельная творческая профессия, важнейшая в мультипликационном кинохудожник-мультипликатор, или аниматор. Второе определение точнее, поскольку «мультипликатор» дословно переводится всего лишь как «множитель», «аниматор» же означает «одушевитель», то есть фактически актер рисованного кино. Пластическое решение сцены в движении, микрорежиссура, мимическая и пластическая игра персонажей создаются руками художников-аниматоров. Выделение анимации как самостоятельного процесса в производстве фильма, объединение аниматоров в особый цех, создание курсов художников-одушевителей – эти организационные новшества помогли сформироваться великолепной школе аниматоров, без которой не мог бы состояться последующий взлет советского анимационного искусства.

В октябре 1941 г. киностудия была эвакуирована в Самарканд. Часть сотрудников, в том числе Галина Дмитриевна, осталась в Москве: шили солдатское обмундирование.

В мае-июне 1943 г. киностудия «Союзмультфильм» возвратилась из эвакуации в Москву.

В военном 1944 г. был снят мультфильм «Синдбад-мореход». Это было тяжелое время лишений и бедствий, когда кинематографисты, как и разоренная страна, испытывали острую нужду во всем: в штате квалифицированных специалистов, в кинопленке, оборудовании, в сносных условиях для работы и когда людям как воздух нужны были яркие впечатления и положительные эмоции.

«Что касается моего участия в картинах, - вспоминала Г.Д. Невзорова, - могу сказать, что картин можно назвать очень и очень много за много лет моей работы на студии. Но для памяти важны только те, где я была ведущим художником, как, например, «Конек-горбунок». Там я вела три больших отдела очень красочных и красивых. Картина делалась вскоре после окончания войны. Она имела большой успех. Еще могу назвать картины, где я много и успешно работала: «Левша», «Аленький цветочек», «Золотой ключик» и др.».

Даже краткая фильмография включает в себя более 150 «мультиков» с участием Г.Д. Невзоровой. Среди документов Галины Дмитриевны – трудовая книжка со сведениями о многочисленных поощрениях за безупречную работу.

Конец 1940-х-1950-е годы – время расцвета детской мультипликации. Художникам удается создавать фильмы, которые и сегодня завоевывают зрительские сердца, смотрятся свежо, поражают мастерством анимации, тонким психологизмом, душевностью.

О достижениях советской художественной мультипликации свидетельствует тот факт, что на международных кинофестивалях, состоявшихся в 1947-1950-х гг. в Венеции, Праге, Мариинских Лазнях и Карловых Варах, советским рисованным фильмам «Конек-горбунок», «Серая шейка», «Кукушка и скворец», «Лиса и Дрозд», «Цветик-семицветик», в создание которых внесла большой вклад и Г.Д. Невзорова, были присуждены почетные дипломы и премии, как лучшим мультипликационным фильмам.

Мультипликационный фильм – это яркое и сказочное, светлое и радостное произведение киноискусства, пользующееся горячей любовью и признательностью не только юных зрителей, но и взрослых, возвращая их в прекрасный мир детства.

В.М. Костягина