"Что действительно, то исторично"
1 июня - День детства, начало лета и отдыха детей. Этот день знаменовал и вакации-каникулы гимназистов 19 века. Как организовывали свободное время дети директора народных училищ И.Н. Ульянова? Прогулки и игры во дворе, совместные работы в саду и задушевное чаепитие в беседке, поездки в имение дедушки в Кокушкино и прогулки в лесу, шахматные баталии, чтение книг и оживленное их обсуждение. Характерное время - провождение для семей разночинной интеллигенции. Но для Ульяновых характерна еще одна пламенная страсть к естественным наукам.
От родителей младшие Ульяновы узнавали названия трав и цветов, учились наблюдать за жизнью природы. Отец научил детей экскурсионным методом, организуя маршрут наблюдения, исследовать насекомых и растения. Не случайно в комнате детей расположены сочки, которыми собирали букашек, составляли гербарные коллекции.
Старший из сыновей - Александр, в плане увлечения естественными науками продвинулся дальше всех. С разрешения родителей создал домашнюю лабораторию в летней кухне, строении - мазанке в усадьбе. Учитель В.А Калашников вспоминал: «Саша уединился в отдельно стоявшую кухню и там предался своим лабораторным занятиям наукой и опытам по химии. Войдя в кухню и окинув взглядом её внутренность, я увидел, что в ней было самое необходимое для её скромного обитателя. Полки из свежевыструганных досок были сплошь заставлены книгами….»
Александр уже с 12 лет отдавал предпочтение биологии и химии. Был ли этот выбор случаен? Почему пробиркам и кольчатым червям, а не прогулкам и развлечениям посвящал досуг гимназист? Ответ найдем в истории середины 19 века, времени научных открытий во всех областях мироздания. И особенно в естественных науках, которые игнорировались программой гимназии. Неизведанное и запрещенное гипнотизировали пытливые умы. Открытия Д.И. Менделеева, уроженца Симбирской губернии И.М. Сеченова как будто звали покорять новые вершины знаний.
Здесь Александр Ильич, будучи студентом Петербургского университета, готовил научную работу для конкурса, материал для которой собирал на реке Свияге. Младший брат Дмитрий вспоминал, что на лодке они забирались в густые камыши, находили кольчатых червей и сажали в стеклянные баночки.
Огромная трудоспособность и сила характера привели Александра к научной победе. Его конкурсная работа под девизом «Что действительно, то исторично" удостоена золотой медали Санкт-Петербургского университета.
Около стапятидесяти лет прошло с отъезда Ульяновых из Симбирска. Атмосферу семьи, традиции сохраняет мемориальный Дом-музей В.И. Ленина.
К летним каникулам восстановлена обстановка домашней лаборатории. В экспозиции представлены химическое оборудование, литература по естествознанию второй половины XIX века. Здесь можно познакомиться с отдельными страницами исследовательской работы А. Ульянова и документами по его награждению Советом императорского Петербургского университета. В план тематической экскурсии включены и доступные опыты.
1 июня открытие экспозиции проводила её автор Татьяна Михайловна Брыляева, заведующая Домом-музеем В.И. Ленина.
Школьники Карсунской средней школы, ставшие участниками события, с большим интересом познакомились с научными устремлениями гимназистов Ульяновых и активно вовлекались в экспериментальную часть презентации: наблюдали за проявлениями свойств углекислого газа, выявлением крахмала в продуктах и содержанием извести в почвах. Радовало то, что учащиеся быстро определяли практическое применение полученных знаний в повседневной жизни.
Осмотр экспозиции «Домашняя лаборатория» доступен при посещении ленинского мемориального музея.
Приглашаем ульяновцев и гостей города в Дом-музей В.И. Ленина и усадьбу Ульяновых ежедневно с 10.00 до 18.00.