Бронислав Семичов: «На конкурсе мы старались соответствовать духу времени и высокой планке исполнительского ансамблевого искусства»

12 Августа 2020

Ансамбль артистов Ульяновского государственного губернаторского оркестра русских народных инструментов «Лукоморье» стал лауреатом IX Международного большого видеоконкурса GRAND MUSIC ART (II премия) по специальности «Народные инструменты» в номинации «Ансамбли». О том, как артисты готовились к конкурсу, как покорили жюри, пресс-службе Ленинского мемориала рассказал руководитель и идейный вдохновитель ансамбля Бронислав Семичов.

- Бронислав, расскажите, как возникла идея принять участие в этом конкурсе?

- Наш баянист Константин Новичков нашел в интернете информацию о сроках проведения конкурса GRAND MUSIC ART, который как раз проводился в июле этого года. Это самый первый интернет-конкурс в нашей стране для «народников». Жюри очень серьезное - профессор РАМ им. Гнесиных народный артист России Александр Андреевич Цыганков, профессор РАМ им. Гнесиных Андрей Александрович Горбачев, профессор, заведующий кафедрой народных инструментов тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова, композитор, заслуженный артист РФ Роман Николаевич Бажилин и другие известные музыканты и педагоги. После конкурса члены жюри дали документальный комментарий каждому победителю, в том числе, и нам. Мы стали лауреатами II степени. Участников было очень много, только в нашей номинации порядка 106 ансамблей.

- Почему вы решили направить заявку на конкурс?

- Во-первых, мы были в хорошей музыкальной и технической форме, которую поддерживали даже в период самоизоляции постоянными занятиями дома. Во-вторых, летом нам удалось записать хорошее концертное видео для конкурса. Мы благодарны руководству Ленинского мемориала и оркестра за оказанную поддержку. Вообще, отрадно, что политика филармонии направлена на развитие творческой инициативы музыкантов, поиск нестандартных творческих решений.

- Как вы оцениваете уровень других участников? Их записи можно было посмотреть в интернете, чтобы оценить свои шансы?

- Да, записи выставлялись на канале Youtube. Уровень очень высокий. Сейчас в исполнительском искусстве идёт активный поиск новых смешений жанров и стилей. Если, к примеру, была классика, романтика, авангард, пост-классика, кроссовер, то сейчас появляются какие-то совершенно неожиданные формы ансамблевого музицирования, молодежи предоставлена полная свобода. Определить жанр, в котором играет тот или иной ансамбль, сложно. Потому что все идет на каком-то нерве, на стыке, я бы сказал: в одном произведении мы встречаем минимализм и максимализм. Это очень интересно. Мы старались соответствовать духу времени и высокой планке исполнительского ансамблевого искусства.

- Какую программу вы исполняли?

- Программа была очень сложная, потому что мы исполнили три совершенно разных произведения. Мы сыграли кроссовер-версии «Тико-Тико» Зекинья де Абреу и Прелюдии №4 ми минор Фридерика Шопена. В оригинале она написана для фортепиано, а у нас солировала балалайка-контрабас. Хотелось войти в некий эстетический конфликт, потому что все привыкли слышать, как звучит эта прелюдия на рояле, ее часто играют на баяне, аккордеоне. Но когда берется треугольный контрабас и играет знакомую мелодию на тремоло, вот это как раз и есть то, о чем я говорил раньше - конфликт культур.

И третья пьеса - Фантазия на темы Прокофьева из кантаты «Александр Невский» (автор Фантазии - Бронислав Семичов - ред.). Изначально это симфоническое полотно. Мы «столкнулись лбом» с европейской общепринятой культурой, католический мир - и наш, восточно-христианский. Мне эта тема показалась очень интересной, и в музыке ее легче передавать аллегорическим образом, чем я попытался бы объяснить словами.

- Как жюри оценило ваше исполнение? Чем расположили к себе жюри?

- Наверное, глубиной и профессионализмом. Музыканты нашего ансамбля «Лукоморье» - баянист Константин Новичков и домрист Александр Борминцев недавно на аттестации доказали, что они профессионалы высокого класса. Это отметили и в комментариях члены жюри конкурса. В нашем выступлении и исполнении не было напускного гротеска, вычурности. Мне показалось, что мы очень искренно и честно сумели свои мысли нарисовать музыкой.

- Какие требования предъявлялись к конкурсной программе? У вас она была во многом неожиданной, оригинальной и серьезной.

- Требования к участникам в интернет-конкурсе минимальные, дающие полную творческую свободу музыкантам: любые 2-3 разнохарактерные произведения, общее звучание программы 15 минут. Жюри ждет каких-то «выскочек», ярких исполнителей, новых творческих явлений. Скажем, к примеру, лауреатом 1 степени стал ансамбль балалаечников из Екатеринбурга. Гран-при заняли наши знакомые «Sib-Duo». Сейчас этот ансамбль выступает в Петербурге, а вообще эти ребята из Новосибирска. Кстати говоря, когда я работал в Томской филармонии, мы с ними разделили Гран-при в новосибирском конкурсе «Новосибирск зажигает звезды». Условия конкурса GRAND MUSIC ART были направлены на то, чтобы появилось что-то новое, яркое. Очень хорошо, что народное музыкальное исполнительство активно развивается, несмотря ни на какие пандемии и летнюю жару.

- После конкурса есть какие-то предложения выступить или нет?

- Мы немного обгоняем время, потому что мы еще не получили дипломы. Должны быть аудиозаписи. Еще неизвестно, будет ли Гала-концерт, и в каком формате он будет проходить: виртуально или нас куда-то пригласят. В любом случае наша победа не останется незамеченной.

- Поделитесь творческими планами?

- Планы на будущее - как можно лучше выступить в проекте «Летние музыкальные сезоны в Усадьбе» на «Фестивале славянской культуры». Очень интересный формат и разноплановая программа, даже в жанре народной музыки, где играет и оркестр, и ансамбль, и солисты оркестра, много приглашенных артистов и уникальных инструментов.

Поздравляем артистов ансамбля «Лукоморье» с победой! Желаем дальнейших успехов и достижений!

Диплом Лукоморье, Ульяновск.jpg