Вечер с капеллой (в рамках программы «Пушкинская карта»)


9 Апреля в 17:00

ДДН "Губернаторский"

Просмотров страницы 1223


04 апр 09 капелла.jpg

Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением художественного руководителя и главного дирижёра народного артиста России Валерия Полянского. Солисты- Татьяна Полянская (фортепиано, Москва),Руслан Розыев (баритон, Москва).

Ведущие вечера - народная артистка РСФСР Анна Шатилова и лауреат Премии Москвы, лауреат Российской национальной премии «Овация» Пётр Татарицкий.

В программе – популярные и раритетные произведения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, С. Рахманинова.

Концерт проходит при поддержке Министерства культуры РФ в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».

Государственная академическая симфоническая капелла России –– уникальный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов, объединяющий хор, оркестр и солистов-вокалистов. Была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским.

С 1992 года художественным руководителем и главным дирижёром ГАСК России стал Валерий Полянский. Коллектив много выступает в России, с триумфом гастролирует в США, Великобритании, Италии, Греции, Германии, Нидерландах, Хорватии, Японии. Репертуар Капеллы разнообразен. Он включает в себя симфонические, оперные, кантатно-ораториальные произведения всех эпох и стилей

С Капеллой сотрудничают многие российские и зарубежные исполнители – Д. Мацуев, В. Кемпф, П. Копачинская, Н. Радулович, А. Рождественский, П. Донохоу, В. Постникова, Е. Мечетина А. Баева, А. Баранов и многие другие.

Валерий Полянский – дирижёр, педагог, общественный деятель, народный артист России, дважды лауреат Государственной премии России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IVи III степени, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Основатель (1971) и бессменный руководитель Государственного камерного хора СССР. В 1971-1977 годах – дирижёр Московского театра оперетты. С 1977 – дирижёр Большого театра СССР. В 1992 года Валерий Полянский возглавил Государственную академическую симфоническую капеллу России.

Дирижёром осуществлено около 100 записей на ведущих звукозаписывающих фирмах, как за рубежом, так и в России. Так, он записал все хоровые концерты Д. Бортнянского, возродил музыку А. Гречанинова, почти не исполнявшуюся в России. Валерий Полянский - Президент Рахманиновского общества.

Татьяна Полянская родилась в семье известных московских музыкантов, окончила Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (классы профессоров В.В. Кастельского и А.А. Наседкина) и ассистентуру – стажировку (класс профессора А.А. Наседкина). Пианистка выступала вместе с Государственной симфонической капеллой России на Тайване, в Хорватии, Словении, Италии, Испании, Великобритании, Германии, Китае. Принимала участие в международных и всероссийских музыкальных фестивалях в Москве, Флоренции, Цюрихе. В составе Госкапеллы России Татьяна Полянская ежегодно участвует в музыкальном фестивале «Малые города России». В репертуаре артистки — сочинения Шумана, Чайковского, Шостаковича, Стравинского и др.

Государственная академическая симфоническая капелла России подготовила для фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» уникальную программу, представляющую наряду с общепризнанными шедеврами отечественной классики неизвестные страницы советской музыкальной культуры. Слушателей ожидают яркие премьеры и открытия.

30-е годы ХХ века – это неизведанная планета, время, изобилующее резкими контрастами, трагическими коллизиями и высокими взлётами творческого вдохновения. Произведения гениальных композиторов, созданные в 30-е годы, - это живые страницы истории, правдиво свидетельствующие о своей эпохе и мироощущении людей, живших в молодом советском государстве.

Первый концерт для фортепиано с оркестром Дмитрия Шостаковича (1933) иногда называют Концертом для фортепиано, трубы и оркестра, благодаря ярким сольным эпизодам трубы, состязающейся с роялем. О причинах обращения к жанру концерта Шостакович говорил: «Это моя первая попытка восполнить значительный пробел в советском инструментальном репертуаре, в котором отсутствуют крупные концертные произведения». В музыку Концерта остроумно вплетены цитаты и реминисценции из произведений Гайдна, Бетховена и других авторов, в финале звучит мотив популярной одесской песни «Как шумно было в доме Шнеерсона». В результате в рамках концертного цикла происходит совмещение серьезного и смешного под знаком характерной для молодого Шостаковича склонности к экспериментам и стилевым контрастам.

Кантата «Здравица» Сергея Прокофьева - произведение сложной судьбы, пережившее длительный период забвения, но в последние годы вызвавшее острые дискуссии и заслуженный интерес. Написана Прокофьевым по заказу Всесоюзного радио в 1939 году к 60-летию Сталина и исполнена 21 декабря того же года. Прокофьев использовал в кантате тексты так называемых «народных песен» о Сталине, перечисление которых впечатляет: русский, украинский, белорусский, кумыкский, курдский, марийский и мордовский фольклор (на самом деле, тексты – неизвестного происхождения). Ожидаемые привкусы «политзаказа», «официоза» и творческого компромисса при знакомстве с этим произведением не оправдываются, благодаря высоким художественным достоинствам музыки. «Здравица» — одна из гениальных страниц зрелого прокофьевского стиля, примечательного поисками «новой простоты».

Кантата «Весна» Сергея Рахманинова (1902) написана на текст стихотворения Н.А. Некрасова «Зеленый шум». Возможно, созданию светлого, проникнутого утверждением любви произведения способствовали чувства самого композитора: именно этой весной состоялась его свадьба с Натальей Александровной Сатиной. Но современники усматривали в ней нечто большее: пробуждающаяся и обновляющаяся весной природа воспринималась как символ близких перемен, светлых надежд, охвативших русское общество в начале ХХ века. Кантата была чрезвычайно высоко оценена музыкальной общественностью. Попечительный Совет для поощрения русских композиторов и музыкантов присвоил за неё Рахманинову премию М.И. Глинки.

Комическая опера «Большая молния» (один из вариантов названия - «Гвоздь в порошке») могла бы пополнить список музыкально-театральных произведений Д. Шостаковича, он работал над ней в 1932-33 гг. Опера осталось незавершенной, по-видимому, из-за неудовлетворенности композитора литературной основой. В 1980 году дирижер Г. Рождественский обнаружил авторские рукописи - партитуру и клавир первых девяти номеров оперы «Большая молния». Как видно из текста сохранившейся части либретто, написанного Н. Асеевым, действие первой картины происходит в отеле некой капиталистической страны (по-видимому, в США), где ждут приезда рабочих из Советского Союза. Аналогичный фабульный ход, позволяющий сопоставить образы людей из двух социальных миров, использован и в либретто балета «Золотой век». В музыку оперы Шостакович вводит пародийно звучащие цитаты из произведений Глиэра, Бетховена и народной музыки, в полной мере демонстрируя свой талант сатирика. Неоконченная опера «Большая молния» впервые прозвучала в концертном исполнении 11 февраля 1981 года в Большом зале Ленинградской филармонии.

В программе:

отделение

Д. Шостакович. «Праздничная увертюра»

Д. Шостакович. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

C. Прокофьев. «Здравица», кантата для смешанного хора и симфонического оркестра. Слова народные

II отделение

С. Рахманинов. Кантата «Весна» для баритона, хора и оркестра, соч.20. Слова Н. Некрасова.

Д. Шостакович.  «Большая молния» (незавершенная опера)

1. Увертюра            

2. Сцена

3. Песенка архитектора

4. Сцена с американцем

5. Песенка Майофеля

6. Звонки по телефону

7. Песенка Семена

8. Дуэт Егора и Семена

9. Шествие моделей 

В 16:30 в фойе Дворца культуры «Губернаторский» состоится предконцертная лекция "Опальная кантата и незавершённая опера". О программе концерта расскажет лектор-музыковед  Ирина Кривошеева.

Билеты - 400 - 900 рублей

Раз в неделю мы отправляем актуальную информацию о мероприятиях

Оформляя данную Подписку, Вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности и нашим Положением об обработке и защите персональных данных