Ленинский онлайн. Л.ван Бетховен Увертюра «Леонора» №3, Симфония № 1
6 Ноября в 19:00
547
Трансляция концертной программы Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский», посвящённой 250-летию со дня рождения Бетховена. Прозвучат увертюра «Леонора» №3 и Симфония № 1 до мажор (запись 22.03.2020г.). За дирижёрским пультом – художественный руководитель и главный дирижёр Илья Дербилов.
В честь 250-летнего юбилея Людвига ван Бетховена Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» в течение марта-июля 2020 года осуществил запись семи симфоний и трёх увертюр Бетховена. В преддверии знаменательной даты предлагаем вашему вниманию несколько трансляций, посвящённых памяти великого немецкого композитора.
2020-й год в концертных исполнениях и многочисленных трансляциях по всему миру подарил людям возможность заново открыть для себя творчество этого композитора, осмыслить и оценить его значение для мировой культуры. «Завершая эпоху музыкального классицизма, Бетховен одновременно открывал дорогу грядущему веку. Его музыка возвышается над всем, что было создано его современниками и следующим за ними поколением, перекликаясь подчас с исканиями гораздо более позднего времени. Прозрения Бетховена в будущее поразительны. До сих пор не исчерпаны идеи и музыкальные образы гениального бетховенского искусства» (В. Конен).
Увертюра «Леонора № 3» входит в число самых знаменитых симфонических произведений Бетховена. Это одна из четырёх увертюр, которые Бетховен написал в период работы над своей единственной оперой. В основе либретто – пьеса «Леонора, или Супружеская любовь» французского драматурга Ж.-Н. Буйи. В 1805 году были написаны две увертюры к опере «Леонора», премьера прошла со второй из них, а к постановке 1806 года Бетховен сочинил третью. Позже появилась четвертая, а сама опера была переименована в «Фиделио».
Увертюра «Леонора» №3 ярко воплотила основную идею драмы, ведущую в творчестве Бетховена в целом: страдания преодолеваются в упорной героической борьбе, приводящей к освобождению, к торжеству светлых сил. Для оперного жанра она оказалась, возможно, слишком «самодостаточной» и вскоре нашла достойное место на концертной сцене.
Премьера Первой симфонии, состоявшаяся в Вене 2 апреля 1800 года, стала событием не только в жизни композитора, но и в музыкальной жизни столицы Австрии. Это был первый большой авторский концерт Бетховена, так называемая «академия», свидетельствовавшая о популярности тридцатилетнего автора: одно его имя на афише обладало способностью собрать полный зал Национального придворного театра.
Как писала пресса того времени, слушателям показалось, что в симфонии Бетховена «духовые инструменты применены слишком обильно, так что получилась скорее духовая музыка, нежели звучание полного симфонического оркестра». И лишь наиболее проницательные из критиков, «по когтям узнали льва» – почувствовали, как в недрах стиля, именуемого гайдновско-моцартовским, зреет музыка нового века.
Симфония посвящена известному венскому меценату барону Г. ван Свитену.