Гармония сфер: орган и флейта


23 Ноября в 17:00

Лютеранская церковь Св.Марии

6+

Просмотров страницы 103


Наталья Козлова (орган)

Артисты Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский»:

Наталья Борисова (флейта)

Ольга Игнатьева (флейта)

Программу представляет Лилиана Черновалова

«Королевский» дуэт органа и флейты – один из самых старинных. Оба инструмента духовые. Флейта – прародительница органа: одна из ее разновидностей – многоствольная флейта Пана – является далёким предком «короля инструментов». А поскольку природа флейты и органа едина, то и звучание их дополняет друг друга, создавая «божественную» гармонию.

Кстати, о божественном: и флейта, и орган имеют самое непосредственное к нему отношение. Тысячелетия назад, когда словом «флейта» называли все без исключения духовые инструменты, это был священный инструмент: считалось, что голосом флейты с людьми разговаривают боги. Поэтому играть на ней дозволялось только жрецам – служителям богов, и непременно во время священнодействия в храме.

Звуками органа уже в новую, христианскую эру, люди славили Бога, не даром изначально органы устанавливали в храмах. Согласно старинной немецкой легенде, мир возник из звуков вселенского органа, на котором играл Бог – первый великий органист. А в ХХ веке учёные, воспроизведя космическую «музыку сфер», услышали в ней подобие органных сочинений И. С. Баха.

Наконец, и орган, и флейта, имея единую физическую и духовную природу, равны также и по статусу: оба они – «королевской крови». Орган называют «королём инструментов», а флейту – «инструментом королей». Этот «венценосный» статус они обрели в эпоху барокко, когда органное и флейтовое искусство достигает наивысшего расцвета. В Европе XVII-XVIII веков флейта – инструмент аристократов, играть на ней является признаком хорошего тона и вкуса, поэтому в любой аристократической семье было модно иметь придворного флейтиста.

Подчеркивая принадлежность флейты к «аристократическому классу» музыкальных инструментов, её назвали «скрипкой духового оркестра», а скрипку, как известно, в Европе зовут «королевой музыки».

Дуэт органа и флейты исполнит музыку корифеев европейского барокко – И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. XIX век будет представлен сочинениями немецких композиторов Ф. Мендельсона и И. Райнбергера, которые во многом явились продолжателями традиций своих великих соотечественников. Новое, современное звучание «королевский дуэт» обретёт в произведениях композиторов XX века – нидерландца, автора музыки для кинофильмов  Германа Бифтинка, американца, флейтиста Гэри Шокера и британца, всемирно известного флейтиста-экспериментатора Яна Кларка.

В программе:

И. С. Бах. Прелюдия и фуга C-dur

Г. ф. Гендель. Соната e-moll для двух флейт и органа

Г. Ф. Гендель. Сюита F-dur, вторая часть

Ф. Мендельсон-Бартольди. Скерцо g-moll

И. Райнбергер. Рапсодия

Я. Кларк. «Майя»

Г. Бифтинк. Пьеса

Г. Шокер. Три танца

Билеты - 350 рублей

Раз в неделю мы отправляем актуальную информацию о мероприятиях

Оформляя данную Подписку, Вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности и нашим Положением об обработке и защите персональных данных