ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ. Чайковский. Римский-Корсаков. Мусоргский
1 Ноября в 17:00
Зал Дворянского собрания (пер. Карамзина, 3/2)
844
УВАЖАЕМЫЕ СЛУШАТЕЛИ! ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ.
В рамках проекта «Встречи на Соборной» прозвучит музыка русских композиторов - Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского в исполнении Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский». Художественный руководитель и главный дирижёр – Илья Дербилов, солистка - лауреат XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского, солистка Михайловского театра, приглашённая солистка Большого театра и Метрополитен-оперы
Олеся Петрова (меццо-сопрано, Санкт-Петербург).
В программе:
П.И. Чайковский. Интродукция к опере «Пиковая дама». Ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева».
Н.А. Римский-Корсаков. Увертюра к опере «Царская невеста». Ария Любаши из оперы «Царская невеста» («Нет, быть не может…»).
П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
М.П. Мусоргский. «Песни и пляски смерти», вокальный цикл на слова А. Голенищева-Кутузова
Концерт посвящён музыке русских композиторов-классиков. В программе – знаменитые оперные арии и увертюры, шедевры симфонической и вокальной музыки. Героиня оперы Чайковского «Орлеанская дева» Иоанна (Жанна д'Арк) и героиня оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» Любаша – очень разные оперные образы, но их сближают сила характера и яркость эмоциональных переживаний. Исполнение этих арий требует как искусства перевоплощения, артистизма, так и большого вокального мастерства.
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» в первом варианте была написана в 1869 году, в дальнейшем композитор дважды перерабатывал партитуру, дав окончательную редакцию только в 1880 году. На мысль выбрать в качестве сюжета программно-симфонического произведения трагедию Шекспира Чайковского натолкнул М.А. Балакирев – ему композитор и посвятил своё сочинение.
Отказавшись от воспроизведения отдельных ситуаций и индивидуальных характеристик, композитор взял только центральную идею шекспировской трагедии, составляющую зерно драматургического конфликта, и нашел гениальные средства для её музыкального воплощения. Особенное восхищение публики и критиков вызвала тема любви, о которой Н.А. Римский-Корсаков писал: «До чего вдохновенна! Какая неизъяснимая красота, какая жгучая страсть! Это одна из лучших тем всей русской музыки»! Увлечённый трагедией Шекспира, Чайковский вскоре начал было сочинять оперу на тот же сюжет, но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой послужила прозвучавшая в увертюре тема любви.
При жизни композитора увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» пользовалась большим успехом. Как одно из самых известных и любимых сочинений Чайковского, эта увертюра исполнялась в концертах памяти Чайковского после его безвременной кончины.
Вокальный цикл Мусоргского «Песни и пляски смерти» (1877) – одно из самых необычных воплощений в мировой культуре сюжета, известного со времен Средневековья. На замысел сочинения, подсказанный художественным критиком и другом композитора В.В. Стасовым, оказала влияние знаменитая «Пляска смерти» Ф. Листа. Смерть является единственным героем вокального цикла, меняющим свой лик в каждой из четырёх частей: «Колыбельная», «Серенада», «Трепак», «Полководец». Очень проницательно писал об этом произведении Г.В. Свиридов: «Смерть у Мусоргского не зло и не добро. Она — стихия, как и жизнь. В ней нет никакого зла, напротив, она несет сон, покой, избавление от страданий. В ней отсутствует какой-либо социальный элемент, ребенок, пьяный мужичок, солдат или молодая девушка — все равны перед нею». В финале цикла образ смерти обретает поистине вселенский масштаб - это развернутая картина поля боя, на котором торжествует Смерть. В кульминации звучит торжествующий монолог Смерти в ритме победоносно-устрашающего марша.
Оркестровка «Песен и плясок смерти» была осуществлена Д.Д. Шостаковичем в 1962 году для Г. П. Вишневской и М.Л. Ростроповича.
Олеся Петрова входит в число ведущих меццо-сопрано России и мира. Список конкурсных побед певицы впечатляет – это крупнейшие международные соревнования, которые высоко ценятся в мире вокального исполнительства: лауреат I Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (2006, II премия); лауреат XIII Международного конкурса имени П. И. Чайковского (2007, II премия); финалистка конкурса Би-би-си «Певец мира» в Кардиффе (2011); лауреат Парижского оперного конкурса (2012, I премия и приз зрительских симпатий).
После победы в Кардиффе она была названа «лучшей меццо-сопрано мира» и вскоре получила приглашения на заключение контрактов с театром «Метрополитен-опера», Греческой национальной оперой и Оперой Цюриха, Гамбургской государственной оперой и другими крупными театрами мира.
Олеся Петрова окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова в классе Ирины Богачёвой. В 2007–2016 гг. была солисткой Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. С 2016 г. - солистка Михайловского театра в Санкт-Петербурге, где исполняет ведущие партии меццо-сопрано в операх Дж. Верди, П. Масканьи, А. Дворжака, П. И. Чайковского и других композиторов. В 2018 г. дебютировала в Большом театре, исполнив партию Полины на премьере оперы «Пиковая дама» Чайковского. Сотрудничает с известными симфоническими и камерными оркестрами, ведёт активную концертную деятельность в России и за рубежом: в Европе, Южной и Северной Америке, Южной Африке, Корее, Китае, Японии.
Выступая в различных музыкальных театрах мира, Олеся Петрова исполняет практически все основные оперные партии для её голоса, имеет огромный концертный репертуар, в том числе вокальные циклы Р. Вагнера, Г. Берлиоза, Г. Малера, М. Мусоргского, А. Шнитке.
Билеты - 400 - 600 руб.