Ульяновский симфонический оркестр "Губернаторский"


25 Ноября в 18:30

Дворец творчества детей и молодёжи

Просмотров страницы 586


11 нояб 25 Дядюра.jpg

Симфонический вечер откроет целый фейерверк знаменитых оперных увертюр, которые прочно заняли место на концертной сцене. Каждая из них воспринимается как вполне самодостаточная симфоническая пьеса, наделённая яркими мелодиями и впечатляющими контрастами, в то же время, все они выполняют функцию введения в разворачивающееся вслед за ними оперное действие. Так увертюры Россини к опере «Севильский цирюльник» (1816) и Моцарта к опере «Свадьба Фигаро» (1786), стремительные, лёгкие, увлекательные, настраивают на комические сюжеты. Причём, обе увертюры - к операм, написанным по одной и той же пьесе: трилогии французского драматурга Пьера Бомарше (соответственно, 1-й и 2-й её частям).

Увертюры к драматическим, изобилующим сюжетными поворотами произведениям Россини «Вильгельм Телль» и Верди «Сила судьбы» представляют сжатые музыкальные пересказы опер, подчёркивают ключевые моменты будущего действия, интригуя слушателей накалом событий.

Увертюра к опере «Сила судьбы» считается лучшей из увертюр Верди. Её музыка действенна и драматична, в ней звучат фрагменты из нескольких арий, а также короткая гневная мелодия, порой называемая «мотивом судьбы». Опера представляет зрелый стиль композитора, достигшего к этому времени мировой славы. «Сила судьбы» была написана им для России, премьера оперы состоялась в 1862 году в Санкт-Петербурге.

Увертюра Россини к опере «Вильгельм Телль» (1829) знаменита, пожалуй, больше чем сама опера. Она сжато отражает драматургическое развитие оперы, постепенный переход от пасторально-идиллических образов к героическим. Открывает увертюру хоральная тема четырех солирующих виолончелей. После симфонической картины бури, оттеняемой музыкальным пейзажем мирных альпийских лугов, звучит лучезарно-победный марш.

Третья симфония была написана Иоганнесом Брамсом в 1883 году, когда о нём уже заговорили как о первом симфонисте Австрии и Германии, как о преемнике великого Бетховена. Известный дирижёр и пианист Ганс фон Бюлов, которому композитор посвятил свою новую симфонию, признавался ему в одном из писем: «Превращать огонь, затаенный в твоих произведениях, из скрытого в видимый — это любимое занятие... всецело преданной тебе дирижерской палочки». Наряду с бетховенской пламенностью и волевым порывом в Третьей симфонии присутствуют чисто романтические черты, что очень характерно для творчества Брамса: направленность развития к драматическому минорному финалу, особая исповедальная интонация лирики, наличие ведущего мотива, наделённого конкретным смыслом, зашифрованным в нотах … Этот мотив из 3-х нот (в буквенном обозначении: f – as - f), открывающий 1-ю часть и звучащий в симфонии многократно, представляет собой юношеский девиз композитора «свободен, но весел» (frei aber froh).

Особую популярность в концертной практике приобрела третья часть симфонии с её красивейшей темой, быть может, лучшей у Брамса. Простая, напевная, романсовая по своей природе мелодия в процессе развития приобретает множество оттенков и нюансов, отражающих тончайшие движения души.

Эдуард Дядюра – известный российский оперно-симфонический дирижёр, хормейстер и композитор. Окончил Днепропетровское музыкальное училище и Российскую академию музыки имени Гнесиных по классу хорового дирижирования у профессора С.Д. Гусева и по классу оперно-симфонического дирижирования у профессора Э.А. Серова - первого дирижёра Ульяновского симфонического оркестра. Обучался на мастер-классах выдающихся российских дирижёров Ю.И. Симонова и Г.Н. Рождественского. По приглашению Симонова работал вторым дирижером в симфоническом оркестре Московской государственной академической филармонии. Как вспоминает Эдуард Дядюра: «Это были самые ценные годы обучения. Четыре года быть рядом с настоящим мастером и педагогом! Я очень горжусь тем, что Юрий Симонов называет меня одним из лучших своих учеников». В разные годы Дядюра занимал должность главного хормейстера хоровой капеллы России им. Юрлова, работал с симфоническим оркестра «Молодая Россия» и другими московскими оркестрами, симфоническими коллективами многих городов России, ближнего и дальнего зарубежья (США, Англия, Испания, Китай, Германия, Латвия, Литва и др.). В сезоне 2004/2005 дирижировал одной из программ Ульяновского оркестра.

В программе:

Дж. Верди. Увертюра к опере «Сила судьбы»

Дж. Россини. Увертюра к опере «Севильский цирюльник»

В.А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»

Дж. Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль»

И. Брамс. Симфония № 3 фа мажор

Билеты - 300 - 500 рублей.

Раз в неделю мы отправляем актуальную информацию о мероприятиях

Оформляя данную Подписку, Вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности и нашим Положением об обработке и защите персональных данных