В Ульяновске на 56-м Международном музыкальном фестивале «Мир, Эпоха, Имена…» состоялось концертное исполнение оперы «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского
Одно из величайших произведений мирового оперного искусства исполнили солисты ведущих музыкальных театров России вместе с Ульяновским государственным академическим симфоническим оркестром «Губернаторский» и Магнитогорской государственной академической хоровой капеллой им. С.Г. Эйдинова. В главных ролях выступили: солист Московского музыкального театра «Геликон-опера» Виталий Серебряков (Герман), солистка Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ирина Ващенко (Лиза), солистка Нижегородского академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина заслуженная артистка России Елена Шевченко (Графиня). Партии Елецкого и Томского прозвучали в исполнении солистов «Геликон-оперы» заслуженного артиста Республики Ингушетия Максима Перебейноса и Григория Соловьёва, партии Полины и Миловзора исполнила участница проекта «Большая опера-2016» Карина Хэрунц. В постановке также приняли участие солисты Нижегородского театра оперы и балеты Николай Печенкин и Вадим Соловьев, солистка Государственного музыкального театра им. Яушева Республики Мордовия Дарья Кибенева и солисты Ульяновской филармонии Елена Рождественская и Алена Гуляева. За дирижёрским пультом в этот вечер стоял художественный руководитель и главный дирижёр заслуженный деятель искусств РФ Олег Зверев.
Артистам удалось воплотить глубокую психологическую драму героев, с большой искренностью и выразительностью переданную Чайковским в музыке. Одноименная повесть А.С. Пушкина, послужившая основой для либретто оперы, была во многом переосмыслена и драматизирована композитором, а музыка подчеркнула мистическую подоплеку сюжета и усилила эмоциональные характеристики героев.
Сам Чайковский признавался в письмах к брату Модесту (автору либретто), что герои оперы стали для него живыми людьми: «Оказывается, что Герман не был для меня только предлогом писать ту или другую музыку, а всё время живым человеком.<...> Когда дошел до смерти Германа и заключительного хора, мне до того стало жаль Германа, что я вдруг стал сильно плакать».
Говоря о своем герое, исполнитель партии Германа Виталий Серебряков отметил, что этот образ сложен для понимания и осмысления: «Я спел премьеру оперы «Пиковая дама» с Владимиром Федосеевым в декабре 2017 года, было два спектакля. В Ульяновске состоялось мое третье выступление в этой роли. Опера великолепна, потрясающа, насыщена гениальной музыкой, она считается одной из самых мистических опер. Чайковский написал ее во Флоренции всего лишь за 44 дня. Процесс создания оперы был стремительным и сопровождался сильнейшими переживаниями композитора. Даже на партитуре, которая хранится в музее, есть капли его слез. «Пиковую даму» я полюбил, еще учась в консерватории, но вникал в нее постепенно. Здесь нужно шаг за шагом постигать скрытые в ней музыкально-драматические глубины: у Чайковского много кодов, которые нужно расшифровывать путем размышлений, взросления, опыта. И сам образ Германа очень неоднозначный. В разных постановках его по-разному трактуют. Если он - игрок, то для игрока, все-таки, любовь на втором плане. И у него есть «пунктик» – три карты. Но он идет к этим трем картам через любовь... Может быть, Лиза является для него проходным этапом на пути к тайне Графини и трем картам? С другой стороны, музыка Чайковского пропитана любовью: в ариозо «Прости, небесное созданье» - кроме любви ничего нет, безусловно. Поэтому остается загадкой, насколько он любил Лизу. Пока я не могу до конца для себя раскрыть образ этого героя».
«Психопортрет Лизы в опере Чаковского выписан не слишком рельефно, - считает исполнительница роли Лизы Ирина Ващенко. - То есть, я бы сказала, героиня представлена только в одном качестве: страсть, любовь - нормальные, естественные чувства для человека. То, что она пострадала, - ей просто не повезло. Конечно, жалко, что такой светлый и искренний человек стал жертвой мистических обстоятельств и глубокого душевного разлада другого человека. Мне жаль мою героиню. Она романтичная и страстная, она способна к решительным поступкам, она сильная. Выбор, сделанный в пользу Германа, говорит о ее способности сопереживать и по-настоящему любить. Свою героиню Чайковский наделил очень красивой музыкой, ее вокальная партия просто изумительна».
За короткий отрезок времени артисты справились со сложной постановкой и подарили слушателям возможность насладиться великолепной музыкой гениального русского композитора.
Заслуженный деятель искусств РФ Олег Зверев отметил слаженность актерского состава и высокое чувство ответственности, с которым подошли к работе артисты и музыканты. «Мы работали с оркестром тщательно, старались объять все это огромнейшее гениальнейшее произведение. Оно сложное и по форме, и в психологическом плане. Роль оркестра огромна. Замечательные профессиональные солисты, все - как на подбор, включая и главные роли, и второстепенные. Даже солисты из хора поют на очень высоком профессиональном уровне. Это имеет огромное значение», - прокомментировал Олег Зверев.
Ульяновские поклонники оперы наградили исполнителей бурными и продолжительными аплодисментами.
«Замечательно, что фестиваль собирает здесь тех исполнителей, которых мы не сможем увидеть, не выезжая за пределы региона. Хорошо, что у нас есть великолепная возможность посещать такие мероприятия. Я надеюсь, что фестиваль будет долгие годы жить, развиваться. Спасибо большое организаторам», - поблагодарила слушатель Вера Долматова.
Исполнение оперы «Пиковая дама» Петра Чайковского стало еще одной страницей в дневнике фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» и Ульяновского симфонического оркестра, который в апреле 2018 года отметит 50 лет со дня своего создания. Исполнители, коллеги по музыкальному цеху поздравляют ульяновский коллектив с юбилеем. Многие из них работают с УГАСО «Губернаторский» уже много лет. Художественный руководитель Магнитогорской хоровой капеллы заслуженный деятель искусств РФ Надежда Иванова отметила, что с Ульяновским симфоническим оркестром капеллу связывает очень давняя профессиональная дружба.
«Мы работали почти со всеми вашими дирижерами: с Николаем Алекссевым мы впервые спели «Реквикем» Моцарта, наверное, лет 40 назад. С Сергеем Ферулевым пели Девятую симфонию Бетховена, очень много ездили с совместными концертами в Димитровград и в другие города Ульяновской области, - рассказала Надежда Павловна. – Ваш оркестр нам очень нравится. У нас очень теплые отношения и мы гордимся, что работаем с таким замечательным оркестром, который объездил всю Европу (как и мы). И мы всегда с большим удовольствием приезжаем в Ульяновск, потому что это всегда серьезные программы, очень интересные концерты, замечательная и отзывчивая музыкальная публика, которая воспринимает сложные сочинения классики. Мы желаем процветания оркестру, мощных гастролей, мы настроены на дальнейшее сотрудничество».