Встречи с интересными людьми: беседа с гостем выставки "Наш Гагарин", летчиком-испытателем ПАО "ИЛ" - Авиастар Николаем Кораблевым

19 Марта 2024

В Квартире-музее семьи Ульяновых 14 марта состоялось открытие выставки «Наш Гагарин», посвящённой 90-летию со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина. В рамках выставки проходит мини-проект – «встречи с интересными людьми». Встречи эти будут посвящены различным аспектам истории и современности авиации России.

Первый гость таких встреч - летчик-испытатель филиала ПАО «ИЛ» - Авиастар Николай Кораблев. С Николаем Александровичем беседовал ученый секретарь Ленинского мемориала, кандидат политических наук Виталий Владимирович Ошкин.

Виталий Ошкин: Хотелось поговорить об этой интересной, сложной профессии. Как долго нужно учиться, чтобы стать летчиком-испытателем?

Николай Кораблев: Профессия летчик-испытатель не идет как базовая, после школы, института в профессию не прийти. Я закончил Краснодарское летное училище, служил во многих гарнизонах военно-транспортной авиации, летал на самолете ИЛ -76 от помощника командира корабля до заместителя командира полка.

И все это время у меня была мечта – стать летчиком-испытателем. Готовят летчиков-испытателей в двух российских школах: в Жуковском в школе летчиков-испытателей имени Александра Васильевича Федотова. Вторая - Центр подготовки летчиков-испытателей в городе Ахтубинске. Две школы имеют разное по своим родам деятельности значение. Если ахтубинская школа готовит военных летчиков, то наша первоочередная задача – научить самолеты летать. Если самолет только выпускается со стапелей заводских, если этого самолета никогда в природе не было, и поставлена задача – создать новый самолет верховным главнокомандующим, если этот самолет создается конструкторами, то наша задача – его научить летать, поднять в небо и провести комплекс испытаний.

Когда по телевидению показывают развитие нашей авиационной промышленности, это работа летчиков-испытателей.

Про свою школу расскажу: это легендарная школа в Жуковском. Требования высокие. Например, в моей группе нас училось всего десять человек со всей страны. Всего летчиков-испытателей в России – 200 человек. Отбор непростой, отбирают летчиков высококлассных, которые имеют большой опыт в пилотировании различных самолетов, имеют колоссальный налет. Требования, допустим, такие были: налет должен быть не менее полутора тысяч часов, военный летчик первого класса. Ну, и, конечно, знание аэродинамики, авиационной техники в совершенстве.

Виталий Ошкин: Мы говорили о системе подготовки кадров. Но ведь есть, наверняка, еще какие – то неформально передающиеся знания от более опытных летчиков-испытателей молодому поколению летчиков?

Николай Кораблев: Существует хорошая традиция: после распределения летчиков-испытателей по заводам, научным институтам, промышленным предприятиям за летчиками-испытателями назначаются наставники – люди, которые уже имеют колоссальный опыт, они вводят в курс дела в полетах и на земле, оказывают помощь на подготовке, потому что работа – ответственная. Умеешь ты на этом самолете летать или не умеешь, ты должен уметь. У нас есть такой афоризм, у летчиков-испытателей: хороший летчик - испытатель должен летать на всем, что летает.

Все летательные аппараты имеют свою аэродинамику. Но есть различия. Перед тем, как приступить к испытанию нового самолета, мы, конечно, изучаем необходимую литературу, графики, инструкции, критические режимы, какие ограничения предусмотрены конструкторами. Перед тем, как сесть в кабину, мы тщательно готовимся к этому полету.

Виталий Ошкин: Ранее, когда я по роду своей деятельности работал над темой авиации, часто сталкивался с информацией о том, что на определенном типе воздушного судна установили мировые рекорды. Продолжается ли сейчас такая практика?

Николай Кораблев: Это делают непосредственно летчики – испытатели. Это наша работа. Из последних рекордов – у нас всем известный самолет Ан-124 «Руслан», который побил все мировые рекорды по грузоподъемности и по дальности полета. И самолеты семейства Сухого. Они тоже достаточно много рекордов побили. На данный момент рекорды не устанавливаются. Сейчас страна старается выпускать больше самолетов. Скорее всего, они тоже смогут участвовать в этом.

Виталий Ошкин: В наше время часто говорят об авиационных тренажерах. Один такой мы представляем от региона на выставке «Россия». Какова сейчас роль тренажеров, этих электронных систем для подготовки пилотов?

Николай Кораблев: Роль тренажера для подготовки любого летчика – это один из первых моментов подготовки. На тренажере можно отработать много различных действий, в частности, особые случаи в полете. На тренажере человек привыкает к органам управления, к расположению приборов. То же самое - при выпуске новых самолетов: тренажерная подготовка перед тем, как первый раз поднять машину в небо. Роль тренажера в наше время не теряет актуальность как для гражданских летчиков, которые постоянно тренируются (для них это норма жизни), так и для нас.

Виталий Ошкин: Вы принесли сегодня элемент экипировки. Защитный шлем. Расскажите пожалуйста немного о нем и об экипировке в целом.

Николай Кораблев: Это боевой защитный шлем, я в нем выполняю полеты в самолете. И маска к нему. Для нас эти вещи – жизненная необходимость. Средство защиты. Если, допустим, придется, не дай бог, покидать воздушное судно, он при ударе защитит голову. По экипировке – у нас есть парашюты спасательные, мы всегда летаем в полной боевой экипировке, шутить не приходится. Следует ожидать любого развития событий. И это нормально.

Виталий Ошкин: Вы испытываете самые большие самолеты нашей страны на самом большом авиапредприятии. Уникальная профессия. А могут ли летчики-испытатели с разных предприятий заменять друг друга?

Николай Кораблев: Пожалуйста. Но в первую очередь я работаю на своем предприятии. Тут вопрос в другом: если ты хочешь где-то летать, то летай в свободное время. Но если это необходимо для развития отрасли, то летчик – испытатель летает на всем, что летает. От маленького до большого: хоть это будет истребитель, вертолет, самолет – разницы нет. Мы – универсалы.

Также свои вопросы задали гости мероприятия – учащиеся 11 класса и студенты колледжа. В одном материале невозможно вместить всю беседу с гостем выставки. Полная видеоверсия встречи будет доступна на наших ресурсах позднее. Завершаем публикацию словами Николая Александровича Кораблева: «Наша первоочередная задача - научить самолеты летать».

А еще 21 марта в рамках работы выставки «Наш Гагарин» в Квартире-музее семьи Ульяновых состоится новая «встреча с интересными людьми». В этот раз о своей работе расскажут авторы Ульяновской авиационной энциклопедии – первой региональной технической энциклопедии России.