В Ульяновске прозвучала «Патетическая оратория» Георгия Свиридова в Год 100-летия Революции

20 Марта 2017

1 (1 из 41).jpg

Концерт прошел в рамках 55-го Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…». Знаковое произведение исполнили Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» и Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени С.Г.Эйдинова (художественный руководитель – заслуженный деятель искусств РФ Надежда Иванова). Дирижер - заслуженный деятель искусств РФ Олег Зверев.

В этом году фестиваль посвящен 100-летию Великой Российской Революции, и «Патетическая оратория», исполненная на родине вождя революции Владимира Ленина, мощно и убедительно представила волнующие страницы российской истории начала ХХ века

1 (17 из 41).jpg

Семь частей оратории написаны на стихи Владимира Маяковского. «Марш», «Рассказ о бегстве генерала Врангеля», «Героям Перекопской битвы», «Наша земля», «Здесь будет город-сад», «Разговор с товарищем Лениным», «Солнце и поэт» повествуют о судьбе нашего народа и его роли в исторических событиях того времени: революции, гражданской войне, мирном строительстве молодой советской страны. В оратории рельефно выписаны два героя: народ, творящий новую жизнь, и поэт, ее воспевающий. Композитор Георгий Свиридов один из первых открыл поэзию Маяковского, которая долгое время считалась почти не поддающейся переводу на музыкальный язык.

«Маяковский очень хлесткий, жесткий поэт, и мало кому удавалось в музыке передать именно его речевые интонации. Но как раз Свиридову с его манерой это удалось, - считает солист Большого театра заслуженный артист России Петр Мигунов, исполнивший солирующую партию баса. - В «Оратории» достаточно часто текст даже не пропевается, а читается, декламируется, и это не только подчеркивает особенности стихов Маяковского, но - раскрывает, и даже обостряет их».

1 (27 из 41).jpg

Петр Мигунов также рассказал, что пел «Патетическую ораторию» много раз, в том числе, «под руководством» Александра Ведерникова, который является первым исполнителем партии Поэта в этом произведении. «К сожалению, из-за части про Ленина в какой-то момент «Оратория» «ушла из жизни», не исполнялась. Сейчас история переосмысливается. Приехав в Ульяновск, я удивился, увидев этот огромный уникальный комплекс (Ленинский мемориал – ред.) с такой интересной архитектурой. Да, эпоха прошла, но это наша история. Я только что приехал из Франции: все памятники Наполеону до сих пор стоят, никто их не сносит, потому что это тоже история. Мы через это прошли, выросли, и хорошо, что это сохраняется. Так и музыка Свиридова: через какой-то момент забытья она прошла второе рождение, и сейчас все больше и больше исполняется. Недавно я в Петербургской филармонии исполнял ее с хоровым коллективом», - добавил Петр Мигунов.

1 (7 из 41).jpg  1 (33 из 41).jpg

Руководитель Магнитогорской хоровой капеллы Надежда Иванова рассказала, что и Капелла за время своего существования (а это более 70 лет) исполняла «Патетическую ораторию» много раз с различными дирижерами – с Кириллом Кондрашиным, Александром Ведерниковым (сыном певца Александра Ведерникова), Евгением Светлановым, Владимиром Федосеевым и другими. «В советское время это произведение было очень востребованным, некоторые его части изучали в общеобразовательной школе. В 1990-х годах оно было незаслуженно забыто, но с недавнего времени возвратилось на сцену, - рассказывает Надежда Павловна. - Одним из первых после забытья «Патетическую ораторию» за рубежом исполнил Валерий Гергиев. Выступление прошло с большим успехом. Так Гергиеву удалось растопить недоверие к советской музыке».

Надежда Иванова также отметила, что с ульяновским симфоническим оркестром Магнитогорскую хоровую капеллу связывает давняя творческая дружба и взаимопонимание. «Мы давно любим этот коллектив и тесно с ним сотрудничаем. Оркестр очень хорошего уровня, замечательный коллектив, очень слаженный. Хотя мы проездили много стран и городов, пели со всеми симфоническими оркестрами нашей страны, в Ульяновск мы всегда приезжаем с удовольствием».

1 (5 из 41).jpg

В концерте прозвучали и другие произведения Георгия Свиридова: «Веснянка» на слова Александра Блока, два хора из музыки к драме «Царь Федор Иоаннович» Алексея Константиновича Толстого, хоровая миниатюра на слова Александра Прокофьева «Повстречался сын с отцом» из цикла на стихи русских поэтов.

Главный дирижер и художественный руководитель Ульяновского государственного симфонического оркестра «Губернаторский» Олег Зверев поздравил артистов с успешным выступлением и подчеркнул отличную подготовку каждого коллектива и солиста. «Высокие профессиональные качества и знание музыкального материала, хорошая работоспособность и слаженность позволили, практически, за одну репетицию воссоздать монументальное полотно, написанное гениальным Свиридовым. Я очень благодарен всем, кто принимал участие в концерте», - поблагодарил Олег Зверев.

1 (13 из 41).jpg

Слушатели наградили артистов овациями. Хормейстер детской школы искусств №12 Альфия Хисамтдинова так описала свои впечатления от концерта: «Музыка Свиридова для меня имеет колоссальное значение, потому что я просто благоговею перед ней. Она для меня определяющая в плане любви к своей родине, мое осмысление Родины связывается именно с музыкой Свиридова. Слова «Россия», «Свиридов» - это два параллельно идущих понятия, две огромных реки, глыбы. Свиридов и Россия – это одно лицо. Солист Петр Мигунов - потрясающий, придраться не к чему. Все идеально: идеальный голос, идеальное исполнение. Я сейчас сужу как хормейстер и вокалист, пытаюсь найти какие-то огрехи, и ничего не могу сказать. Просто потрясающе».

1 (29 из 41).jpg

1 (40 из 41).jpg

1 (24 из 41).jpg