У истоков Ленинианы. Ко Дню Памяти В.И. Ленина
Одной из новых тем советского изобразительного искусства, рождённого революцией, была тема её героев, её вождей, вставших во главе революционного движения. Художественная эпопея о вожде трудящихся стала называться Ленинианой. Как новый вид искусства она создавалась на протяжении многих десятилетий.
Особое место занимают работы современников В.И. Ленина, заложившие основу в создании Ленинианы. Некоторые из них хранятся в фондах Музея-мемориала В.И. Ленина. Это, прежде всего, бюст В.И. Ленина, на переднем срезе которого печатными буквами написано «Ленин», на боковом – подпись скульптора «М.Я. Харламов» и дата окончания работы «1923 г.». На тыльном срезе значится, что работа отформована в мастерской Академии художеств в Петрограде. Этот бюст в 1983 г. передал в дар музею известный московский коллекционер Виктор Самойлович Михайлович, в семье которого он хранился более 60 лет.
К сожалению, имя Матвея Яковлевича Харламова долгое время оставалось малоизвестным. Харламов жил и работал в Лигове, под Ленинградом, в мастерской, построенной и оборудованной им самим. Скончался он внезапно от сердечного приступа 18 ноября 1930 г. В годы войны Лигово было оккупировано, сожжено, погибли мастерская и дом скульптора, где находились многие его произведения, в том числе посвящённые В.И. Ленину библиотека, архив, отражающий его работу. Фашисты истребили многие памятники, созданные Харламовым и установленные в городах и посёлках, попавших в оккупацию. Эти обстоятельства сильно усложнили исследование творчества скульптора. Большую помощь музею в поиске сведений о жизни и творчестве М.Я. Харламова оказали сотрудники научной библиотеки Российской академии художеств.
Матвей Яковлевич Харламов родился в 1870 году в Одессе. Учился в Одесской рисовальной школе, затем окончил с отличием Академию художеств по классу профессора В. Беклемишева, в качестве пансионера Академии был командирован за границу. Перед молодым скульптором раскрылись двери музеев Рима, Берлина, Лондона. Но его неудержимо тянуло в Россию.
Революцию Матвей Яковлевич принял с открытой душой, отдал ей свой талант и творческий опыт. Харламов становится одним из активнейших участников ленинского плана монументальной пропаганды. Со страстью и творческим подъёмом участвует он во всех конкурсах и выставках тех лет. Труд скульптора оказался нужным новой России.
Совершенно закономерно, что Харламов, прежде всего, стремился постичь образы людей, созидающих новую жизнь, - образы революционеров. Одним из самых горячих его желаний было увековечить вождя революции – В.И. Ленина.
Первый общественный заказ на скульптурный портрет Владимира Ильича поступил в Петроградский совет профсоюза работников искусств в декабре 1922 г. от комитета, созданного для организации помощи голодающим жителям Поволжья (Помгол). Он был передан на рассмотрение в совет секции скульпторов. К работе приступили М. Харламов, В. Разумовский, И. Крестовский, Луканин и Астафьев. 17 января 1923 г. они представили свои работы просмотровой комиссии скульпторов. Бюст работы Харламова был признан лучшим и рекомендован к распространению. Харламов выполнил два бюста вождя: один высотой 27 см, второй – 60 см. В 1923 г. один из них демонстрировался на выставке произведений петроградских художников всех направлений. Он был единственным портретом вождя, представленным в экспозиции, и едва ли не первым в истории советского искусства.
Второй харламовский бюст В.И. Ленина большего размера, выполненный по заявке Помгола, был установлен жильцами у дома на Широкой улице в память о том, что здесь Владимир Ильич жил в 1917 году по возвращении из эмиграции. Он считается первым прижизненным памятником В.И. Ленину.
Солидный размер определил дальнейшую судьбу этого произведения: отливки бюста стали устанавливать в качестве памятника вождю после его смерти. Матвей Яковлевич стал первым в Петрограде, кто создал скульптурный портрет В.И. Ленина для массового распространения.
Скульптор не приступал к созданию больших бюстов и фигур Ленина, мечтая о личной встрече с ним. Но случая не представилось.
Во время траурного шествия трудящихся Харламов находился у гроба Ленина в Колонном зале Дома Союзов: он лепил рельеф, стоя рядом с И. Шадром. За этой работой он внимательнейшим образом разглядел и запомнил на всю жизнь лицо Владимира Ильича. Харламова поразила красота строения головы и лба. Своё впечатление скульптор передаст в последующих портретах вождя.
В первые дни траура во многих городах, сёлах и деревнях рабочие и крестьяне стали собирать средства на постройку памятников Ленину, обращаться с этими запросами в только что созданную комиссию по увековечению памяти вождя. Чтобы удовлетворить их, производственному бюро при Академии художеств в Ленинграде было предоставлено исключительное право на создание и распространение бюстов вождя. Почётный заказ получили несколько ленинградских скульпторов и среди них Матвей Яковлевич Харламов. Работы Харламова в 1924 году занимали значительное место в формовочной мастерской Академии художеств. Переведённые в гипс и бетон они были повторены много раз.
Что же является характерным в бюстах Харламова? При безусловном портретном сходстве – стремление к обобщению и монументализации, строгий отбор пластических средств. Одни бюсты предназначались для помещений и носили в известной мере камерный характер, другие скульптор делал с учётом того, что они будут находиться на небольших площадях и в скверах.
Деятельным и напряжённым стал для Харламова 1925 год в связи с открытием на «Красной выборжце» цеха художественного литья. В цехе завода была создана мастерская для скульптора, где он работал, не зная покоя, наблюдая и за качеством литья.
Нельзя забывать, что скульптор шёл непроторёнными путями. Уже другие, после него, будут долго и тщательно отрабатывать многое из того, что было найдено Харламовым, в том числе и знаменитый ленинский жест поднятой руки, и энергичный наклон туловища.
В архиве завода «Красный выборжец» хранятся материалы комиссии по увековечению памяти В.И. Ленина при Ленинградском губисполкоме. Особенно любопытен документ от 14.07.26 г. «Необходимо отметить <…> художественно правильный и идейно продуманный подход тов. Харламова к стоящей перед ним задаче монументального изображения Ленина. По мнению Комиссии, основным достоинством рассматриваемой работы является оригинальность мотива, монументальный стиль. Статуя – первая удавшаяся попытка разрешения проблемы увековечения памяти вождя в плане монументального изображения».
Вскоре после смерти В.И. Ленина был объявлен Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника Ленину перед Финляндским вокзалом. Помимо открытого конкурса, в котором мог участвовать каждый, нескольким художникам были заказаны проекты. В их числе был и Харламов.
Как известно, среди авторов, воплотивших проект памятника перед Финляндским вокзалом, нет Харламова, но в тогдашней печати отмечалось интересное решение, предложенное Харламовым, и победителям конкурса советовали воспользоваться найденными им некоторыми удачными композиционными приёмами.
Наряду с большими работами скульптор создаёт целую серию жанровых скульптур, в которых он изображает Владимира Ильича в различных действиях и состояниях: на охоте, отдыхающим, задумчивым, слушающим.
Наряду с Н.А. Андреевым, И.И. Бродским, Н.И. Альтманом Харламов М.Я. стоял у истоков советской Ленинианы, и это составляет его наибольший вклад в советское изобразительное искусство.