«Для музыкантов, задающих вопросы»: работа Мастерской музыкальной журналистики в статье одного из участников

07 Марта 2019

1 и 2 марта в рамках 57 Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…» впервые в Ульяновске работала Мастерская музыкальной журналистики. Она собрала около 50 участников, среди которых были представители концертных организаций, СМИ и учебных заведений Ульяновска, Самары, Тольятти, Казани, Сызрани, Саратова и Рязани.

Спикерами Мастерской выступили ведущие представители музыкальной журналистики России главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая и музыкальный обозреватель и ведущая авторской программы «Музыка в событиях» на радиостанции «Радио России» Ольга Русанова.

Работу Мастерской и основные темы, поднятые спикерами и участниками в ходе дискуссий, отразила в своей статье участница проекта Анна Лукьянчикова. С разрешения автора публикуем статью в редакции Евгении Кривицкой.

Для музыкантов, задающих вопросы

Получить массу полезной информации, за 5 минут сымпровизировать репортаж о постановке «Евгения Онегина» силами политиков, шоу-звезд и школьников, дать обзор концертных площадок своего города, взять комментарии у зрителей – все это удалось сделать участникам одного мероприятия. Заснеженный Ульяновск собрал 1-2 марта на 57-й Международный музыкальный фестиваль не только значительные творческие силы, но и музыкальных журналистов, прибывших из Москвы, Рязани, Казани, Саратова, Самары и Тольятти. Концепция фестиваля «Мир. Эпоха. Люди…» объединила выставочное пространство, концертный зал Ленинского мемориального центра и мастерскую, где представители интернет- и печатных СМИ отработали навыки самого современного освещения культурных событий.

dkOaodx4chE.jpg

Программу мастерской разработали главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая и музыкальный обозреватель и ведущая авторской программы «Музыка в событиях» «Радио России» Ольга Русанова. В течение двух дней прошли лекции, семинары, мастер-классы на актуальные темы. О том, что такое современные фестивали и какую миссию они несут, рассказала Евгения Кривицкая. «Музыкальная жизнь России полна событий и новых идей», – утверждает профессор Московской консерватории, музыковед и органистка. Ключевые точки на географической карте сейчас далеко от столиц – Сочи, Пермь, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Владивосток.

Среди лидеров насыщенностью выделяется Екатеринбург – родина фестивалей «Евразия», «Симфонический форум». Недавно благодаря директору Екатеринбургской филармонии, культуртрегеру Александру Колотурскому город обзавелся фестивалем-франшизой «Безумные дни». Идея французского продюсера Реми Мартена десакрализировать классическую музыку и дать равные права с другими стилями и жанрами нашла последователей на Урале, а девиз «100 концертов за три дня» успешно воплотился в начале сентября 2018 года. Есть в уральской столице и односезонные фестивали, например «Дорога к Храму», фестиваль Бориса Березовского, «Французская осень в Екатеринбурге», подготовленная совместно с Французским Альянсом.

Фестивали, связанные с продвижением молодых артистов, несут просветительскую и образовательную миссию на просторах нашей страны. Скрипач Вадим Репин проводит основную часть Транссибирского Арт-фестиваля в Красноярске, Новосибирске, Норильске, Искитиме. Денис Мацуев с 2004 года устраивает «Звезды на Байкале» в Иркутстке, а «Крещендо» охватывает пространство от Калининграда до Тель-Авива и Нью-Йорка. Евгения Кривицкая поделилась свежими впечатлениями о Зимнем международном фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи, который в этом году отличался многожанровостью. Самым провокационным музыкальным ивентом последних лет назван «Дягилевский фестиваль» дирижера Теодора Курентзиса. Эпатаж и эстетизм уживаются в программе, где собраны редко исполняемые произведения вроде оперы-оратории Оннегера «Жанна Д’Арк на костре» или хоровой оперы «Тристиа». Необычный «Ночной концерт» собрал на 8-часовую медитативную программу публику в фойе гостиницы «Урал» с…застеленными уютными кроватями, чтобы «побыть наедине с классической музыкой», а в другой раз состоялось погружение в мир «Медленной музыки» разных композиторов.

Обзор лучших концертных площадок России и Европы дала Ольга Русанова. По ее словам, с 2006 года идет процесс реконструкции старых залов и строительства новых, а начало этому положил маэстро Валерий Гергиев с «Мариинкой-3». Реконструкция старой кирхи во Владикавказе привела к сооружению целого квартала искусств, а зал «Зарядье», ставший уже популярным, в ансамбле с парящим мостом внес хай-тековский акцент в ландшафт патриархального Замоскворечья. Сотрудничество с выдающимся акустическим инженером Ясухиса Тойота привлекает в залы России лучших музыкантов мира. Сейчас всем интересно, как воплотится новейший филармонический зал в Екатеринбурге от Бюро Захи Хадид.   

Практическая часть мастерской включала семинары по репортажу, интервью и информационному сопровождению концертов. Образ искрометного Ираклия Андроникова, выдающегося советского конферансье, не дает покоя филармоническим службам. Любая традиционная лекция перед началом концерта может стать авторским проектом, где академическое музыковедение оживет артистическими приемами, использованием мультимедийных средств, неформальной экскурсией за кулисы и, в конце концов, подвигнет слушателей к свежему восприятию классики.

wapVqD676O0.jpg

«Расскажи мне об этом как своей маме на кухне» - с таким посылом обратилась к участникам лаборатории лауреат премии Москвы в области журналистики Ольга Русанова. Искусство репортажа предполагает эффект присутствия и особые приемы раскрытия информации. Она должна идти динамично и четкими блоками. «Слоеный пирог» репортажа включает такие ингредиенты, как авторский взгляд, словно нырнувший в толпу или в гримерную и подсмотревший то, что для других не очевидно, официальную новость от первых лиц, комментарии очевидцев и опрос публики. Бытовые подробности смешаны с изложением глобальных идей, а атмосферу передают звуки окружающего мира. «Однажды, когда я вела в прямом эфире репортаж о Большом театре на улице, меня окружила стая лающих собак», - делится ведущая. – Пришлось как-то выкручиваться! Так сама жизнь вторгалась в мой рассказ на актуальную тему». Победа искусства над обстоятельствами - вот главный посыл репортажей и интервью профессионалов арт-журналистики. Искренность, эмпатия и умение психологически настроиться на собеседника помогают хорошему специалисту «взять» недоступную вип-персону. А главная цель журналиста – узнать то, что не знаешь сам, распахнуть уши, глаза и душу. Такие проникновенные диалоги как в программах «Ночной полет», «Гнездо глухаря» с Андреем Максимовым или «Энигма» с Ириной Никитиной (на телеканале «Культура») дают возможность оценить уровень эрудиции, высокого профессионального стандарта интервьюеров. «К счастью, наше мастерство растет с возрастом и жизненным опытом» - отметила в заключении мастер радио-журналистики Ольга Русанова.

Подобно тому, как Транссибирский Арт-фест проводит Академию журналистики с участием ведущих российских музыкальных критиков, Ульяновский фестиваль инициировал сбор летописцев культурных событий для обучения и обмена опытом. Лаборатория дала также формат хорошего нетворкинга и знакомства будущих музыковедов – студентов вузов Самары и Ульяновска с профессией. Благодарим Ульяновский мемориал за организацию фестиваля и мастерской!

 

Анна Лукьянчикова

газета Ассоциации творческих союзов Самарской области «Свежая газета Культура»,

Тольяттинский музыкальный колледж им. Р. К. Щедрина, преподаватель музыкальной журналистики