«ЧАстые ВОпросы по Ленинскому»: выпуск №3

14 Июня 2019

Ремонтно-реставрационные работы, проводимые в комплексе «Ленинский мемориал», на сегодня являются одной из самых обсуждаемых тем в регионе. Все чаще звучат вопросы о судьбе экспозиции музея, сроках завершения работ и выделенном бюджете. Для наших подписчиков, а также людей, неравнодушных к судьбе комплекса, мы запускаем рубрику «ЧАстые ВОпросы».

Именно вы первыми узнаете, кто и как будет работать над обновлением Музея-мемориала В.И. Ленина, увидите ход работ изнутри и узнаете факты из первых рук.

В нашем Выпуске № 3 мы, во-первых, попытаемся разобраться с вопросом «Как меняются музеи и почему это закономерный и постоянный процесс?», во–вторых, продолжим рассмотрение предпроектных решений для музея Ленинского мемориала.

Мир меняется вокруг нас, происходит смена поколений, мы часто слышим «надо меняться в лучшую сторону», один из самых престижных музейных конкурсов даже называется «меняющийся музей в меняющемся мире». Как часто в музеях происходит реэкспозиция и чем это обусловлено? В связи с чем музейщики принимают решение о смене экспозиции?  

Ленинский мемориал обладает двумя типами музейных экспозиций - мемориальной и документальной. В историко-документальную экспозицию органически вписаны художественно-монументальные произведения: скульптуры, картины, мозаичные панно, цветной витраж, напольная рубиновая карта, выполненные лучшими советскими мастерами: П. Бондаренко, Н. Андреевым, И. Котовым, О. Иконниковым, А. Стошкусом и многими другими. В настоящее время речь идёт именно о немемориальной части экспозиции Ленинского Мемориала – её историко-документальной части.

В.А. Перфилов кандидат ист. наук, научный сотрудник Ленинского Мемориала: «В нашем городе есть мемориальные экспозиции - дом-музей В.И. Ленина (созданный с помощью родных и близких) и дом, где родился В.И. Ленин. Центральная задача этих музеев – сохранить все как было. Такие музеи создаются на базе домов, усадеб, квартир, связанных с жизнью и деятельностью выдающихся деятелей. В Ленинском Мемориале существует и историко-документальная экспозиция, которая была создана в 1970 году. Она посвящена изучению ленинского наследия. Этот музей был идеологическим центром, что и диктовало выстраивание экспозиции, в основе которой были копийные материалы. Впоследствии материал экспозиции постоянно пополнялся в связи с появляющимися новыми научными подходами, неизвестными ранее документами, новыми исследованиями: в 80-е годы ХХ века была издана 12-томная биохроника В.И. Ленина, опубликованы неизвестные ранее документы «Ленин. Неизвестные документы» (422 документа), выходит двухтомная биография В.И. Ленина, создается цикл телевизионных фильмов «В.И. Ленин. Страницы жизни», позднее появились и ранее засекреченные материалы. Музей вел активную собирательскую работу, постоянно пополнял фонды. Здесь появлялись новые экспонаты, в том числе и подарки музею. Все это требовало изменения в экспозиции. Фактически история музея - это история дополнения, развития и постоянных изменений в экспозиции. Самые существенные изменения произошли в период перестройки и 90-х годов ХХ. Историко-документальные экспозиции в мировой практике меняются примерно раз в пять лет, особенность экспозиции нашего музея в том, что этот процесс был постоянным и связан с особенностью выставочного оборудования в музее. Технический прогресс и достижения в конструировании музейного оборудования открывают широкие возможности для обновления и совершенствования экспозиции».

Е.А. Горбунова заведующий экспозиционным отделом Ленинского Мемориала: «Оборудование, установленное в 1970 г. в экспозиции Музея В.И. Ленина, было предназначено для экспонирования, в основном, копийных плоскостных материалов. В 1990-е гг. уже было проведено частичное изменение оборудования в целях его приспособления к экспонированию подлинных объёмных предметов. Однако на сегодняшний день это оборудование не отвечает современным музейным требованиям к экспонированию подлинников. Конечно, оборудование, размещённое в настоящее время в основной экспозиции музея, создано выдающимся советским дизайнером Р.С. Фаерштейном и само по себе является музейным экспонатом, отражающим тенденции советского конструктивизма. Оно частично должно остаться в музее при проведении его экспозиции, но, тем не менее, музей должен быть оснащён современным музейным оборудованием, отвечающим современным музейным и эстетическим требованиям. И решение этой задачи возможно в сложившихся условиях».

Н.В. Липатова канд. ист. наук, проектная группа Ленинского Мемориала, доцент УлГУ: «Коллекция формировалась таким образом, что неизбежно рассказывала о главном детище В.И. Ленина - новом социальном советском государстве. Поэтому переформатирование при сохранении существующего контента, дополнение и расширение экспозиции – это логический способ проанализировать и осмыслить весь советский период истории нашей страны». Если обратить внимание на тематическое деление экспозиции до 1991 года. Если не брать во внимание исторически обусловленную риторику, то это рассказ о событиях, охватывающих период с конца XIX в до 60-х годов ХХ в.»


Содержание из путеводителя по музею. 80-е годы ХХ века

Продолжаем рассказывать о существующих вариантах архитектурно-художественной и контентной концепции направлений модернизации экспозиции Ленинского Мемориала. В этот раз остановимся на представлении предпроектного решения музейной мастерской «Кивеста».

Сразу оговоримся, что по сравнению с концептуальным решение мастерской Олега Владимирова здесь представлены только направления, в которых предстоит двигаться.

На данную презентацию направлений модернизации экспозиции Ленинского мемориала представлены развёрнутые рецензии от ведущих музеев нескольких регионов: республики Татарстан, Московской, Тамбовской и Брянской областей, г. Москвы, а также от Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. В настоящее время презентация находится на рецензировании в других регионах.


Д. И. Соловьёв - исполнительный директор мастерской Кивеста: «Создание экспозиции с рабочим названием «История советского государства» такого масштаба – это первый опыт в России и за рубежом интерпретации данной исторической темы в музейном формате. Ленинский мемориал - уникальный комплекс, один из крупнейших в Поволжье, музейных центров с уже сложившейся инфраструктурой, но требующей современного переосмысления и обновления экспозиции. Знакомство с богатой коллекцией музея позволяет говорить о возможности полноценно и многогранно укомплектовать новую экспозицию, посвящённую истории советского государства. В то же время важным представляется сохранение центральной роли фигуры В.И. Ленина в экспозиции – не только в силу места расположения комплекса, но и ввиду её уникальности как элемента идеологической базы культурной, политической, социальной и экономической жизни советского общества. Этим обуславливаются и достаточно жёсткие требования ещё на преддоговорной стадии, в числе которых: комплексное решение поставленной задачи от разработки концепции в соавторстве с местным научным сообществом до выполнения застройки экспозиции и сопутствующих пространств и создание современного эталонного музейно-познавательного пространства - «музея будущего», которое бы было актуально на долгие годы и имело бы возможность развития с имеющимися экспозиционными-, медиа-, IT-возможностями. Обновлённая экспозиция – это уникальное технологически передовое пространство, где сочетаются традиционные музейные подходы и передовые технологические разработки AR/VR (технологии дополненной, совмещённой, виртуальной реальности). Однако наиболее важным считаем соблюдение баланса, так как музей, – это комфортное пространство для посетителей любого возраста, где каждый может думать, размышлять и формировать понимание ценности каждого этапа жизни нашей страны в конце XIX- нач. ХХ века».


Основная художественная идея предпроектного решения «Кивесты» - отразить двойственность мира СССР: успехи и перегибы, официальное и неофициальное, за и вопреки. Входя в залы музея, посетитель видит Советский Союз глазами простого советского человека. Он попадает на парадную сторону – в мир, который представляла советская официальная точка зрения, но всегда он может буквально посмотреть на «обратную сторону медали» - на тех же экспозиционных конструкциях с тыльной стороны располагаются информация и экспонаты, рассказывающие о том, как достигались эти успехи, о «непарадной» жизни советского государства и о других аспектах, которые не входили в официальную повестку дня. В художественной застройке экспозиции предполагается использовать различные архитектурные стили, ведь XX век – это век городов, а урбанизация – это основная тенденция столетия. Горожане - движущая сила перемен, поэтому и стилистика – характерная для городской среды. Классицизм и модерн – наследие царской России, затем конструктивизм, сталинский ампир, «борьба с архитектурными излишествами», аскетичность форм времён третьей четверти ХХ века). Такой подход позволяет раскрыть двойственность – показать парадную и «оборотную» стороны жизни.


А.Б. Баранникова, канд. полит. наук. учёный секретарь, и.о. зам. директора по музейной деятельности Ленинского Мемориала: «В предпроектном решении мастерской музейного проектирования "Кивеста" предложено оригинальное художественное решение будущей экспозиции через образ советской архитектуры, отражающей общественные, политические, экономические, духовные изменения общества и государства нашей страны в ХХ веке. Хотела бы отметить, что в проекте пока недостаточно "личностного измерения", что связано скорее с тем, что это лишь первое приближение к разработке экспозиции».

Материалы презентации доступны по ссылке https://cloud.mail.ru/public/4iuD/445FWovs3