Международный музыкальный фестиваль «Мир, Эпоха, Имена…»

В 1963 году на основании решения Министерства культуры РСФСР в трёх волжских городах - Куйбышеве, Ульяновске и Казани - был проведён музыкальный фестиваль, посвящённый 93-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина. В Ульяновске, на родине Ленина, фестиваль прошёл с особенным размахом. В нём приняли участие Республиканская хоровая капелла п/у А. Юрлова, Тульской государственный хор, Куйбышевский симфонический оркестр, солисты Большого театра, лауреат конкурса П.И.Чайковского пианист Л. Власенко и композиторы В. Мурадели, С. Туликов, В.Фере, О. Фельцман. Ярким моментом фестиваля стало исполнение «Патетической оратории» Г.Свиридова.

Фестиваль в Ульяновске стал проводиться ежегодно в апреле как Ленинский музыкальный фестиваль. С 1988 года согласно решению Министерства культуры СССР ульяновский фестиваль приобрел статус Всесоюзного, в 2008 году фестиваль стал Международным и получил название «Мир, Эпоха, Имена…». Каждый фестивальный год привносил новые черты в праздник высокой исполнительской культуры. В течение 55 лет в рамках фестиваля на концертных площадках Ульяновска выступали выдающиеся музыканты – гордость и слава отечественного и мирового искусства. Большее участие в фестивальных программах принимают и местные музыкальные коллективы.

Пятый фестиваль проходил в апреле 1967 года, в юбилейный год Октябрьской революции, и его программа была чрезвычайно насыщенной. Апрель 1967 года запомнился ульяновцам выступлением Государственного симфонического оркестра СССР п/у Е. Светланова, Ансамбля народного танца СССР под руководством И. Моисеева, Камерного оркестра п/у Р. Баршая, Капеллы им. Глинки под руководством В. Минина, солистов Э. Гилельса, Л. Исакадзе, В.Норейки. В фестивале участвовали известные эстрадные исполнители (Э. Хиль, В. Муллерман, Б. Киркоров), Государственный эстрадный оркестр РСФСР под руководством Л. Утесова.

Невозможно перечислить всех участников последующих фестивалей, включавших концерты крупных симфонических, хоровых и танцевальных коллективов, известных солистов, отмеченных высокими званиями и наградами, творческие вечера, встречи с композиторами и видными музыкальными деятелями страны. Заметной вехой в истории Апрельского фестиваля стало создание Ульяновского государственного симфонического оркестра – на Седьмом фестивале в 1969 году ему впервые было предоставлено право открытия музыкального праздника. Под управлением главного дирижёра и художественного руководителя оркестра Э. Серова исполнялась программа, целиком составленная из произведений Чайковского: Пятая симфония, Первый фортепианный концерт (солист Я. Флиер), Вариации «на тему рококо» (солист Л.Евграфов).

Памятным в культурной истории города стал Восьмой фестиваль, посвящённый 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. К знаменательному юбилею было приурочено открытие Ленинского мемориала, на торжественном собрании в Большом зале мемориала присутствовал Секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, после собрания на новой концертной сцене выступили мастера искусства страны, ульяновский симфонический оркестр, самодеятельные коллективы. В фестивале 1970 года приняли участие Республиканская академическая хоровая капелла п/у А. Юрлова, Струнный квартет им. А.Бородина, Е. Могилевский (фортепиано), А. Ведерников, И. Архипова, солисты балета ленинградского театра им. Кирова и др.

Непосредственным продолжением Восьмого фестиваля стали традиционный праздник песни «Ульяновск Ленину поёт» и «Праздник искусств народов СССР», проходивший с 23 апреля в Москве, в орбиту которого был вовлечён и Ульяновск. В третьей декаде апреля перед ульяновцами выступили государственный академический хор русской песни п/у А.Свешникова, Заслуженный коллектив РСФСР симфонический оркестр ленинградской филармонии п/у Е. Мравинского, лучшие музыкальные коллективы союзных республик (Азербайджана, Латвии, Эстонии, Украины, Казахстана, Туркмении и др.). В последующие годы выступления артистов союзных и автономных республик стали доброй традицией ульяновского фестиваля.

Девятый фестиваль был отмечен авторским концертом Т. Хренникова, выступлениями лауреатов Международного конкурса им. Чайковского В. Климова, М. Хомицера, Е. Сато (Япония), Ж.-Б. Помье (Франция) с Ульяновским государственным симфоническим оркестром. Состоялись концерты Краснознамённого ансамбля песни и пляски им. А.Александрова, Государственного ансамбля танца «Берёзка», Загребского струнного квартета (Югославия).

Десятый фестиваль (1972) можно назвать «фестивалем премьер». Изначальное посвящение фестиваля В.И. Ленину способствовало премьерам произведений, связанных с ленинской тематикой. В этом году были исполнены оратория Р.Щедрина «Ленин в сердце народном», кантата Н. Шахматова «Волжский сказ о Ленине» (хор Всесоюзного радио и телевидения, рук. К. Птица и УГАСО п/у Э. Серова), Второй концерт для фортепиано с оркестром Т. Хренникова, кантата «Свадебные песни» Ю. Буцко, сюита «Сотворение мира» А. Петрова. Достижения советской музыки 70-х годов представляли также Скрипичный концерт Б. Чайковского, Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича. В рамках фестиваля состоялись авторские концерты О. Фельцмана, М. Чулаки, А. Вайнберга, С. Пожлакова, П. Аедоницкого.

В 1970-1980 годы Ленинский музыкальный фестиваль по-прежнему оставался насыщенным яркими интересными событиями. Трудно назвать коллективы и известных дирижёров и солистов, не принимавших участие в музыкальном празднике на родине Ленина. На ульяновской сцене выступали В. Третьяков и З. Долуханова, В. Левко, Б. Давидович, Э.Грач, М. Эсамбаев, Государственный симфонический оркестр СССР п/у Е. Светланова, Государственный академический русский народный оркестр им. Осипова и ансамбль танца «Кабардинка»… Пожалуй, только С. Рихтер обошёл Ульяновск своим вниманием.

XXVI фестиваль 1988 года прошёл со статусом Всесоюзного. Но время СССР стремительно уходило. Как сказались события общественно-политической жизни на судьбе ульяновского фестиваля? Когда день рождения В.И. Ленина было государственным праздником, Министерство культура СССР и РСФСР не жалело средств для приглашения в Ульяновск лучших оркестров и солистов. С начала 1990-х перестроечные процессы заметно отразились и на концертной деятельности филармонии в целом и на фестивале. Стали очевидными процессы коммерциализации культуры, сократились бюджетные средства. Ульяновский музыкальный фестиваль в сложное для всей страны время выжил и ни разу не отменялся. Руководство филармонии и города стремилось сохранять уровень фестиваля на максимальной высоте.

О сложностях организации XXIX фестиваля в 1991 году говорил заместитель директора филармонии А. Крохалёв: «Кризис экономики, распад структур в сфере культуры, расформирование Росконцерта создали много проблем, не было помощи центра, но благодаря помощи местных органов власти всё же удалось пригласить ряд коллективов и солистов. Большое участие в концертах фестиваля приняли ульяновские музыканты». Гостями фестиваля в этом году стали солисты Киевского и Ленинградского оперных театров, заслуженная артистка РСФСР Н. Шаховская (виолончель), народный артист СССР Б. Штоколов, Краснознамённый ансамбль песни и пляски им. Александрова, Государственный рязанский русский народный хор и др. В фестивальные программы вошли органные концерты – сольные и с участием солистов. В 1991 году вместе с органистом Ульяновской филармонии заслуженным артистом РФ А. Титовым выступила солистка Ленинградского театра оперы и балеты И. Просаловская.

В 1993 году из названия фестиваля окончательно ушло посвящение В.И. Ленину – остались определения «традиционный» «апрельский».

В концертах XXXI (1993) фестиваля приняли участие такие известные исполнители как народная артиста РСФСР Г.Писаренко, заслуженные артистки РСФСР К. и Р. Лисициан, заслуженный артист РСФСР В. Трошин, ансамбль «Ярославские ребята» и др.

Фестиваль 1999 года (XXXVII) прошёл под знаком 200-летнего юбилея А.С. Пушкина. Идея посвящения фестиваля крупным деятелям русской культуры, событиям отечественной истории найдёт продолжение в новом столетии, вдохнёт свежие силы в дальнейшую жизнь фестиваля. На открытии фестиваля в исполнении солистов и симфонического оркестра Ульяновской областной филармонии (дирижёр Московского музыкального тетра им. Станиславского и Немировича-Данченко А. Ходорченков) прозвучали фрагменты из опер русских композиторов на сюжеты Пушкина. Из приглашённых солистов назовём Л. Лабзину (орган), солистов-певцов А. Романенко (Киевский театр оперы и балета), О. Балашова (Москва, Новая опера), Э. Фейгинову (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко).

В начале двухтысячных фестиваль получил название «Музыкальный апрель».

Начало 2000-х было нелёгким временем для деятельности Ульяновской областной филармонии, приглашение выдающихся музыкантов для участия в фестивале представляло значительные финансовые трудности. К этому времени в состав филармонии вошли ещё два крупных коллектива: Государственный оркестр русских народных инструментов (дирижёр – заслуженный артист РФ Е. Фёдоров) и Государственный духовой оркестр «Держава» (дирижёр – заслуженный артист РФ Н. Булатов). Наряду с симфоническим оркестром оба коллектива становятся участниками фестивальных программ.

Тем не менее, в 2002 году в 40-м фестивале кроме музыкантов Ульяновска и Димитровградского академического камерного хора (руководитель А. Куликов) участвовали М. Казаков (солист Большого театра), заслуженная артистка России Г. Ластовка, московские артисты Ю. Воронцов (саксофон), А. Сидельникова (орган), Государственный Оренбургский русский народный хор, Украинский государственный национальный оркестр народных инструментов.

43-й фестиваль (2005 год) был посвящён 60-летию Победы, он проходил несколько позже (с 17 апреля по 5 мая) и назвался «Музыкальный апрель», включал 7 открытых концертов. На открытии и закрытии фестиваля звучали крупные «хоровые фрески»: «Курские песни» Г. Свиридова, «Кармина Бурана» К. Орфа (первое исполнение в Ульяновске, дирижёр - заслуженный деятель искусств России С. Ферулёв), кантата «Москва» П. Чайковского. Приглашались Хоровая капелла «Аура» (Новокуйбышевск), солисты Челябинского государственного академического театра оперы и балета Наталья Воронкина и Юрий Никитин, московские солисты Нина Слепкова и Дмитрий Трапезников. Ответственная роль в фестивальных программах принадлежала хоровым коллективам Ульяновского государственного университета и музыкального училища, студентам хореографического отделения университета, солисту Ульяновской областной филармонии Кириллу Лаушкину (бас). Заключительный концерт фестиваля с участием трёх оркестров (симфонический оркестр, духовой оркестр «Держава», сводный духовой оркестр Ульяновского гарнизона) прошёл под управлением народного артиста России Сергея Скрипки.

В 2007 году 45-й фестиваль последний раз прошёл как Традиционный фестиваль «Музыкальный апрель». При заметном сокращении количества концертов на основных концертных площадках (всего 5) программа фестиваля включала выступления молодых, но уже известных артистов: Екатерины Мечетиной (фортепиано, Москва), Владимира Мищука (фортепиано, Санкт-Петербург), зарубежных музыкантов: Марека Стефаньски (орган, Польша), Марка Варшавского (виолончель, Швейцария). Огромный интерес и энтузиазм публики вызвал приезд хорошо известного в городе дирижёра Николая Алексеева, с именем которого связаны замечательные страницы в истории Ульяновского симфонического оркестра.

В 2008 году 46-й фестиваль получил статус «Международного» и новое название «Мир, Эпоха, Имена…», в котором окончательно затерялась связь с «ленинским» прошлым. Открылась новая страница в истории старейшего в России музыкального фестиваля.

Но главные приоритеты сохраняются – верность классическим музыкальным традициям, пропаганда высоких нравственных и культурных ценностей, стремление привлечь в культурное пространство Ульяновска лучших российских и мировых музыкантов. Сохранилась и традиция посвящения фестивалей юбилейным датам, крупным событиям российской истории и культуры.

В рамках фестиваля в Ульяновске прошли более десяти концертов с участием приглашенных всемирно известных русских и зарубежных музыкантов, в том числе известнейшего скрипача Виктор Третьякова, виолончелиста Марка Дробинского (Франция), дирижёра Мария Эклунд (Швеция).

Начиная с 49-го фестиваля (2011) фестиваль стал проводиться в марте, сопровождаясь яркими газетными заголовками: «Весна начинается с концертов фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…».

В 2012 году состоялся юбилейный 50-й фестиваль «Мир, Эпоха, Имена…». Фестиваль стал одним из главных событий Года культуры и национальной славы в Ульяновской области,  года Культурной олимпиады «Сочи – 2014», который охватывал период с 2010 по 2014 год и территорию всей страны, а также был приурочен к празднованию 200-летия со дня рождения И.А. Гончарова. На открытие фестиваля был приглашён народный артист России Николай Алексеев, под его управлением симфонический оркестр «Губернаторский» впервые в нашем городе исполнил Данте-симфонию № 5 «Рай» известного российского композитора Бориса Тищенко.

На концертных площадках Ульяновска и Ульяновской области прошли девять концертов российских и зарубежных музыкантов, имеющих мировое признание. Участниками фестиваля были народная артистка СССР Елена Образцова, народный артист России Василий Овсянников, актер народный артист России Олег Меньшиков, солистка Мариинского театра оперы и балета Вероника Джиоева, афроамериканский джазовый музыкант Абду Салим и другие музыканты из Японии, Китая, Болгарии, США, России.

Ульяновский музыкальный фестиваль «Мир, Эпоха, Имена…», имеющий за плечами полувековую историю, к настоящему времени обретает вполне устойчивую форму: около десяти концертов разных жанров (классика, народная музыка, джаз…) с участием нескольких «звёзд», приглашением крупных хоровых коллективов и включением оперных или хореографических постановок. Концерты фестиваля проходят в Ульяновске и в нескольких районных центрах области.

51-й фестиваль (2013) запомнился исполнением оперы «Травиата» с участием ведущих солистов Национальной оперы Украины им. Т.Г. Шевченко и хора Саратовского академического театра оперы и балета, Ульяновского симфонического оркестра (дирижёр - заслуженный деятель искусств РФ Олег Зверев). Постановку оперы с элементами сценического действия осуществил известный московский режиссёр заслуженный деятель искусств РФ Георгий Исаакян.

В рамках фестивальной программы выступили известные музыканты: Даниил Крамер (Москва), Фабио Мастранджело (Италия), Антонио Чифроне (Италия), Анатолий Уманец (Москва), Татьяна Куинджи (Москва) и другие. Большой успех выпал на долю испанского органиста Рауля Прието-Рамиреса.

52-й фестиваль (2014) проходил в Год культуры в России и юбилейный год Ульяновской областной филармонии. Он открылся выступлением народного артиста России Дениса Мацуева. Совместно с симфоническим оркестром маэстро исполнил Первый концерт для фортепиано с оркестром П. Чайковского (дирижёр - народный артист Украины Николай Дядюра). Почётным гостем фестиваля стал народный артист России, музыкальный обозреватель телеканала «Культура» Святослав Бэлза. В концертах фестиваля приняли участие народная артистка России и Абхазии Хибла Герзмава, народная артистка России Надежда Крыгина, органист Арвид Гаст (Германия), джазовое трио Олега Бутмана, певица Соми (США), квартет «Растрелли» (Германия), гитарное трио (Сербия). Для исполнения Девятой симфонии были приглашены Государственный камерный хор Республики Татарстан, хоры студентов Казанской государственной консерватории и музыкального училища Ульяновского государственного университета (дирижёр – заслуженный деятель искусств России Олег Зверев).

53-й фестиваль был посвящён 70-летию Великой Победы. Фестиваль впервые проходил при финансовой поддержке Министерства культуры РФ. Как и в прошлом году, артисты выступили на концертных площадках не только областного центра, но и других муниципальных образований.

Программа фестиваля была чрезвычайно насыщенной, включала выступление Российского национального симфонического оркестра и народного артиста РСФСР Михаила Плетнева, итальянского органиста Луки Массалия, Дейтра Фарры (США), фьюжн-квартета «Чёрный квадрат», французского гитариста Жюдикаэля Перруа и др.

Постановка оперы «Кармен» Ж. Бизе собрала на ульяновской сцене голоса талантливых артистов различных оперных театров: Агунды Кулаевой и Отара Кунчулиа (Большой театр России), Ованеса Айвазяна (Армянский национальный театр оперы и балета им. Ал. Спендиаряна), Ильи Сельчукова (Национальный академический театр оперы и балета Республики Беларусь), Василисы Бержанской (Государственный Приморский театр оперы и балета) и других. Постановку оперы вновь осуществил известный режиссёр Георгий Исаакян, изобретательно использовав видеопроекцию и сценическое пространство Большого зала Ленинского мемориала.

54-й фестиваль прошёл под знаком 250-летия нашего великого земляка Н.М. Карамзина и включал целый ряд масштабных мероприятий. Для участия в фестивале были приглашены несколько крупных коллективов: Дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова, Русский национальный балет «Кострома», симфонический оркестр «Новая Россия» (дирижёр и солист народный артист СССР Юрий Башмет), Праздничный патриарший хор московского Данилова монастыря. Солисты Большого театра России и московского музыкального театра «Геликон-опера» вместе с Магнитогорской академической хоровой капеллой им. С.Г. Эйдинова исполнили Реквием Дж. Верди. В филармонии интереснейшую программу исполниди органистка Анны-Виктория Балтруш (Германия) и монгольский певец, участник проекта «Большая опера» Бадрал Чуллунбаатар, вместе с ульяновским оркестром русских народных инструментов выступил народный артист СССР Леонид Сметанников.

55-й Международный музыкальный фестиваль подарил ульяновцам и гостям города встречу с Денисом Мацуевым (2 марта 2017 года). Признанный мастер современного фортепианного искусства выступил на открытии фестиваля вместе с Ульяновским государственным академическим симфоническим оркестром «Губернаторский», а также как солист с фейерверком джазовых импровизаций. Фестиваль был  посвящен 100-летию Русской Революции, и 19 марта состоялся концерт, который непосредственно связан с темой и образами Русской Революции, волнующими событиями отечественной истории. Ульяновский симфонический оркестр и Магнитогорская хоровая капелла исполнили «Патетическую ораторию» Георгия Свиридова на слова Маяковского. Партию солирующего баса исполнил солист Певческой капеллы Санкт-Петербурга, солист Большого театра, заслуженный артист России Пётр Мигунов.
На фестивале состоялись мировые премьеры – первое исполнение новых сочинений современного композитора Александра Сойникова: театрализованной симфонии «Мастер и Маргарита» и симфонической поэмы «Русь непобедимая» (11 марта). Не менее интересным для ульяновских слушателей и гостей города стало и знакомство с поэмой «Приношение Востоку» А. Сойникова, в которой солировал национальный армянский инструмент дудук.

56-й фестиваль проходил с 03 марта по 14 апреля 2018 года и стал самым продолжительным за все годы проведения. В его рамках прошло 24 концерта, в которых приняли участие около 500 артистов из России, Бразилии, Германии, Италии, США, Японии. Впервые за 56-летнюю историю фестиваля открытие прошло сразу на трех площадках региона — в Ульяновске, Базарном Сызгане и Димитровграде. Фестиваль был приурочен к двум знаменательным датам: 50-летию Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский» и 145-летию со дня рождения великого русского композитора Сергея Рахманинова.

«Мир, Эпоха, Имена…» - фестиваль во многих отношениях уникальный. Освобождённый от всех политических и идеологических смыслов, в настоящее время фестиваль служит только одной высокой цели – распахивает двери в мир классической музыки, виртуозного инструментального и вокального исполнительского искусства, знакомит с лучшими образцами музыкального творчества. Ульяновский музыкальный фестиваль – не просто традиция, пережившая десятилетия, а по-настоящему востребованное зрителем, популярное и ожидаемое культурное событие.